Игры на развитие речи
картотека по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.
«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь (Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966. – С. 27.)
Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова) (Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 14.)
Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.
В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.
Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
В подготовке детей к овладению грамотой особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи имеет. По мнению исследователей (Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин, Л.Н. Невская, Н.С. Варенцова и др.) данное качество является составной частью общей речевой готовности к обучению в школе. Учёные в своих работах показывают, что формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляют важный аспект подготовки к обучению письменной речи. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.
Реализация обозначенной подготовки начинается с изучения уровня практического осознания элементов языка. Многолетний опыт работы убеждает, что для этого подходят такие традиционные задания:
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук.
3. Сколько звуков в слове дом.
4. Назови звуки в этом слове.
5. Скажи одно предложение.
6. Сколько слов в предложении. (например, «Дети любят играть» и др.) .
7. Назови первое слово, второе, третье.
Одной из самых «больных» проблем является невнимательность многих детей, а ведь внимание - это основное психическое свойство человека. Для ребёнка-дошкольника, у которого преобладает непроизвольное внимание, мощным фактором концентрации внимания является интерес. И здесь использую такие игры, как:
«Кто внимательный?» (найти одинаковый звук в ряде слов; выбрать из текста, который читаю, слова с заданным звуком; собрать определённые буквы, написанные по-разному);
«Лабиринт букв»;
«Какие слова спрятались в буквах?» (как можно больше слов составить из предлагаемых букв);
«Слово в слове» (в одном слове найти ещё одно и больше): «ПЛУГ-ЛУГ», «РУБЛЬ-РУЛЬ», «УТОЧКА-ТОЧКА», «ТОК, КОТ».
«Что изменилось?» (с буквами);
«Сколько букв спряталось?» или «Путаница» (Ш МЦ );
В этих играх не только тренируется непроизвольное внимание, но оно и перестраивается в произвольную форму и целенаправленное наблюдение, а ведь наблюдательность — это высшая форма внимания (сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте).
В процессе обучения грамоте наши ребята много работают с индивидуальными разрезными азбуками, когда они «пропускают» буквы, слоги через пальцы, использую буквы и пластмассовые и вылепленные из глины и пластилина самими детьми. Много есть игр на восприятие, когда в сознании ребёнка отражаются предметы и явления в виде зрительных, слуховых, осязательных образов: «Узнай букву» (на ощупь); «Собери букву» (по образцу); «Нарисуй так»; «Добавь недостающую часть буквы».
Одна из высших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление человека к окружающему миру, - этопамять. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Определённым образом подбирая игры, можно управлять и развитием памяти у ребёнка:
1. «Новые слова», когда последние 2 буквы предыдущего слова - это первый слог для следующего в цепочке: «ЗЕРКАЛО-ЛОЗА- ЗАБОР» или «КАША-ШАПКА», «КАЛИНА-НАТА-ТАПКИ-КИВИ» и др.).
2. игра «Наборщик» (составить новые слова, которые спрятались в предлагаемом слове «НАБОРЩИК», «ИГРУШКИ» и др.);
3. «Слова и буквы» (за определённое время написать названия животных или продукты, или игрушки на какую-то букву);
4. «Продолжай» или «Дополни предложение» (с мячом)
ребёнок — называет слово
добавляет слово, чтобы они согласовывались
продолжает
заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ)
Тренирует память заучивание скороговорок, загадок про каждую букву. Дети знают их очень много, так как подбираю скороговорки на каждый звук, и они являются прекрасной гимнастикой для органов артикуляции.
Развитие мышления начинается с раннего детства. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и улавливании простейших связей между ними. Наша задача - развить у старших дошкольников на основе образного словесно-логическую форму мышления. И здесь на помощь придут игры:
1. Игры на классификацию, обобщение, нахождение, выделение одинаковых и разных признаков: «Берёза, тополь, сосна - это ...»; «Медведь, волк, кенгуру, лиса (кто лишний)»; «Буква потерялась», «Волшебная цепочка - превращение слов»;
2. Головоломки - задачи на смекалку - могут быть и буквенные. Это анаграммы, кроссворды, ребусы, лабиринты, типа «Круглая пословица», «Цифры - подсказки», «Цвет тебе поможет», где даётся ключик для прочтения пословицы.
Хочется заметить, что ребусы предлагаю сначала самые простые, предварительно показав принцип их разгадывания. Знакомя с ребусами, предлагаю детям поиграть в разведчиков, где ребус - это зашифрованное сообщение. Дети с интересом разгадывают их, записывая буквами отгадку и прочитывая её.
Наибольший интерес у детей вызывают анаграммы (из букв одного слова составь другое; буквы использовать все, добавлять нельзя), например: «НАСОС – СОСНА», «РОМАН – НОРМА», «КРОНА – НОРКА», «НОСКИ – НОСИК».
Лабиринты («Собери слова»).
Мышление неразрывно связано со всеми психическими прогрессами, в том числе и воображением, в процессе которого человек создаёт образы и ситуации, никогда в целом непосредственно им не воспринимавшиеся. В развитии воображения, смекалки, сообразительности огромное значение имеют загадки, так как в них присутствуют уподобление, метафорическое описание предмета:
«Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю».
(Губы, зубы)
«Вот гора,
А у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит».
(Нос)
Загадка основана на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это заставляет ребёнка размышлять о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления (анализ и синтез). Не столь важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
КАРТОТЕКА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Старший дошкольный возраст | Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке: Мак-бак-так Ток-тук-так Бык-бак-бок Дам-дом-дым Ком-дом-гном моток-каток-поток батон-бутон-бетон будка-дудка-утка натка-ватка-ветка клетка-плетка пленка |
Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку» Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: - Кто сидел на моем стуле? - Кто ел из моей чашки? - Кто спал в моей постели? - Кто же был в нашем доме? И т.п. | Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Похоже - не похоже» Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Мак-бак-так-банан Сом-ком-индюк-дом Лимон-вагон-кот-бутон Мак-бак-веник-рак Совок-гном-венок-каток Пятка-ватка-лимон-кадка Ветка-диван-клетка-сетка Каток-дом-моток-поток |
Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С» Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету. Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать) Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя. | Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Поймай звук» Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А |
Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Замкни цепочку» Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком. | Развитие фонетико-фонематической стороны речи Лото «Назови картинку и найди первый звук» Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки. |
Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Каждому звуку свою комнату» Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки. Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков. | Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Из слогов - предложение» Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения. Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение. |
Развитие фонетико-фонематической стороны речи «Составь слово» Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова. Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....