Специфика развития речевого дыхания у детей с ОВЗ
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кантор Ольга Владимировна

Работа над речевым дыханием является одним из основных направлений в работе по развитию речи детей с ОВЗ. Вопросы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ приобретают значение, так как именно в этот период идет активная работа по развитию и формированию речи, что обеспечит ребенку дальнейшее успешную социализацию в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_razvitiya_rechevogo_dyhaniya_u_detey_s_ovz.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика развития речевого дыхания у детей с ОВЗ

Злободневность улучшения деятельности по выправлению дыхания во время речи состоит в усвоении продолжительного, рационального выдоха для ребенка с ОВЗ в начальной стадии обучения, что доставляет соответствующие проблемы. Это объясняется тем, что ребёнок не вполне правильно владеет деятельностью мышц дыхательного аппарата, а именно, голосовые связки при произнесении неплотно смыкаются, кроме того, создаются не слишком узкие щели или чересчур эмфатические смычки органами речи при произношении.

Определенный объём воздуха при выдохе у детей с ОВЗ возникает между голосовыми складками, в следствие чего, возникает шум, который придает голосу хрипловатый тон. Фальцетное звучание возникает в том случае, когда голос понижается или повышается, а это происходит из-за уменьшающегося давления воздуха при воздухе или при изменении силы закрывания голосовых связок, т.е. когда наблюдается детонация голоса.

При произношении звуков в носовую полость попадает только часть воздуха, из-за этого проявляется носовой тон голоса.

Дыхание вне произношения речи у таких детей практически не отличается от правильного, но в данном случае дыхание во время речи сильно затруднено. Часто дети с ОВЗ без проблем выдыхают воздух из легких сразу же после вдоха, как и при нормальном уравновешенном дыхании, из-за этого выдох получается слабым и непродолжительным.

При интенсивном произношении в акте вдох-выдох, т.е. между первым и последним, происходят частые разрывы, из-за этого колебания и согласованность движений во время дыхания осуществляются неравномерно, нет согласованности в работе мышечного аппарата живота и груди.

Развитие правильного дыхания во время речи формирует нормальные условия для образования звуков, для содействия нормальной речевой громкости, правильного выдерживания пауз, поддерживания интонаций и плавности речи.

Выделяют физиологическое и речевое дыхание.

Физиологическое, или неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Выделяют следующие типы неречевого дыхания:

  1. реберное, или грудное (из-за того, что реберные стенки обладают малой подвижностью грудная клетка расширяется ограничено данный способ считается нерациональным);
  2. брюшное (дыхание при этом способе более плавное, пластичное, тем не менее объём вдыхаемого воздуха практически такой же, как и при нижне-реберном дыхании);
  3. смешанное (грудобрюшное, или диафрагмальное): данный способ наиболее применим для произношения; здесь достигается наибольшая и целесообразная пластика движений во время дыхания, а также в лёгкие поступает необходимое, достаточное количество воздуха.

С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания и выполняет главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

Для речи и чтения вслух требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Дышать необходимо только через нос. Дыхание через рот очень вредная привычка для человеческого организма, она приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, гланд, а также всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, также хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.

Цель работы по формированию речевого дыхания детей с ОВЗ состоит в выработке длительного выдоха через рот и в тренировке умения экономно расходовать запас воздуха во время речи.

Правила проведения работы по формированию речевого дыхания:

  • во время речи ребёнок должен держать плечи неподвижно в процессе дыхательных движений;
  • во время дыхания необходимо соблюдать следующие правила: нельзя делать резких движений при вдохе и выдохе, т.е. грудная клетка не должна сильно подниматься или опускаться соответственно;
  • брюшные мышцы должны работать на подъем при вдохе и на опускание при выдохе;
  • вдох следует делать через рот, а не через нос;
  • вдыхать следует плавно и кратковременно, выдыхать – ровно, длительно, мягко;
  • речь должна начинаться сразу по окончании вдоха, и не следует сдерживать дыхание;
  • движения необходимо производить плавно, под счет.
  • разговор ведется только на выдохе.

Упражнения по развитию дыхания у детей с ОВЗ направлены на:

  • приведение речевого дыхания к нормальному состоянию, в также совершенствование слитности речи;
  • обучение способности менять силу и высоту голоса, не меняя нормальный тембр;
  • безукоризненное звуковоспроизведение и сочетаний звуков индивидуально, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • повторение речевого материала в необходимом темпе.

Перед началом работы по формированию речевого дыхания, необходимо определить характер дыхания в покое: дышит ли ребёнок носом или ртом. Воспитание навыков правильного дыхания реально только при сохранении хорошей осанки: прямое положение головы, слегка опущенные и развернутые плечи, прямая спина, подтянутый низ живота. В такой позе следует держаться свободно, без напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                 Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...