Специфика развития речевого дыхания у детей с ОВЗ
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Работа над речевым дыханием является одним из основных направлений в работе по развитию речи детей с ОВЗ. Вопросы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ приобретают значение, так как именно в этот период идет активная работа по развитию и формированию речи, что обеспечит ребенку дальнейшее успешную социализацию в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_razvitiya_rechevogo_dyhaniya_u_detey_s_ovz.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика развития речевого дыхания у детей с ОВЗ
Злободневность улучшения деятельности по выправлению дыхания во время речи состоит в усвоении продолжительного, рационального выдоха для ребенка с ОВЗ в начальной стадии обучения, что доставляет соответствующие проблемы. Это объясняется тем, что ребёнок не вполне правильно владеет деятельностью мышц дыхательного аппарата, а именно, голосовые связки при произнесении неплотно смыкаются, кроме того, создаются не слишком узкие щели или чересчур эмфатические смычки органами речи при произношении.
Определенный объём воздуха при выдохе у детей с ОВЗ возникает между голосовыми складками, в следствие чего, возникает шум, который придает голосу хрипловатый тон. Фальцетное звучание возникает в том случае, когда голос понижается или повышается, а это происходит из-за уменьшающегося давления воздуха при воздухе или при изменении силы закрывания голосовых связок, т.е. когда наблюдается детонация голоса.
При произношении звуков в носовую полость попадает только часть воздуха, из-за этого проявляется носовой тон голоса.
Дыхание вне произношения речи у таких детей практически не отличается от правильного, но в данном случае дыхание во время речи сильно затруднено. Часто дети с ОВЗ без проблем выдыхают воздух из легких сразу же после вдоха, как и при нормальном уравновешенном дыхании, из-за этого выдох получается слабым и непродолжительным.
При интенсивном произношении в акте вдох-выдох, т.е. между первым и последним, происходят частые разрывы, из-за этого колебания и согласованность движений во время дыхания осуществляются неравномерно, нет согласованности в работе мышечного аппарата живота и груди.
Развитие правильного дыхания во время речи формирует нормальные условия для образования звуков, для содействия нормальной речевой громкости, правильного выдерживания пауз, поддерживания интонаций и плавности речи.
Выделяют физиологическое и речевое дыхание.
Физиологическое, или неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Выделяют следующие типы неречевого дыхания:
- реберное, или грудное (из-за того, что реберные стенки обладают малой подвижностью грудная клетка расширяется ограничено данный способ считается нерациональным);
- брюшное (дыхание при этом способе более плавное, пластичное, тем не менее объём вдыхаемого воздуха практически такой же, как и при нижне-реберном дыхании);
- смешанное (грудобрюшное, или диафрагмальное): данный способ наиболее применим для произношения; здесь достигается наибольшая и целесообразная пластика движений во время дыхания, а также в лёгкие поступает необходимое, достаточное количество воздуха.
С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания и выполняет главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
Для речи и чтения вслух требуется большее количество воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Дышать необходимо только через нос. Дыхание через рот очень вредная привычка для человеческого организма, она приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, гланд, а также всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, также хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.
Цель работы по формированию речевого дыхания детей с ОВЗ состоит в выработке длительного выдоха через рот и в тренировке умения экономно расходовать запас воздуха во время речи.
Правила проведения работы по формированию речевого дыхания:
- во время речи ребёнок должен держать плечи неподвижно в процессе дыхательных движений;
- во время дыхания необходимо соблюдать следующие правила: нельзя делать резких движений при вдохе и выдохе, т.е. грудная клетка не должна сильно подниматься или опускаться соответственно;
- брюшные мышцы должны работать на подъем при вдохе и на опускание при выдохе;
- вдох следует делать через рот, а не через нос;
- вдыхать следует плавно и кратковременно, выдыхать – ровно, длительно, мягко;
- речь должна начинаться сразу по окончании вдоха, и не следует сдерживать дыхание;
- движения необходимо производить плавно, под счет.
- разговор ведется только на выдохе.
Упражнения по развитию дыхания у детей с ОВЗ направлены на:
- приведение речевого дыхания к нормальному состоянию, в также совершенствование слитности речи;
- обучение способности менять силу и высоту голоса, не меняя нормальный тембр;
- безукоризненное звуковоспроизведение и сочетаний звуков индивидуально, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
- повторение речевого материала в необходимом темпе.
Перед началом работы по формированию речевого дыхания, необходимо определить характер дыхания в покое: дышит ли ребёнок носом или ртом. Воспитание навыков правильного дыхания реально только при сохранении хорошей осанки: прямое положение головы, слегка опущенные и развернутые плечи, прямая спина, подтянутый низ живота. В такой позе следует держаться свободно, без напряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....