Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Викторина по сказкам»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

ГАЛЛЯМОВА ДИНАРА РАФКАТОВНА

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Викторина по сказкам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 «Белоснежка»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«Викторина по сказкам»

(25.11.17)

                                                                     Подготовила воспитатель

                                                Галлямова Д.Р

Мегион 2017

Цель: развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, речь, логическое мышление, тренировать память, внимание,

 Воспитатель вместе с детьми идет на прогулку, на их пути стоит сундучок. Дети открывают его и находят там вещи с разных сказок, еще в сундуке лежит свернутый лист. Это письмо, воспитатель зачитывает письмо. Письмо от Василисы Премудрой:

«Здравствуйте, мои друзья,

Обращаюсь с просьбой я:

Бабка - Ёжка пошалила,

Беспорядки натворила.

В сказках всё перемешала

И предметы разбросала!

Я предметы собрала

И в сундук к вам принесла.

Вы, друзья, мне помогите

Всё по сказкам разложите.

Каждый сказочный предмет

Даст Вам правильный ответ.

Если карточки найдёте,

Телефон мой соберёте.

Позвоните мне, друзья,

И ответ скажу Вам я:

Где сокровища лежат,

Спрятаны от глаз ребят!

Что ж, ребята, в добрый час!

Буду рада слышать Вас!

Василиса Премудрая.»

Воспитатель - Ребята, вы хотите помочь Василисе Премудрой? А вы сможете помочь? А что нужно для этого сделать, как вы думаете? (разнести предметы по сказкам)

Воспитатель - Ребята, я предлагаю вам разделиться для выполнения этого задания. Чтобы не терять время, потому что предметов много. Баба яга хорошо пошалила. Вы согласны? Тогда разбирайте вещи. Сколько их? Значит нам надо разделиться на 7 команд. Правильно? Тогда делитесь, кто с кем отправится в путь. (Дети берут предметы и разносят их по сказкам, кто затрудняется, на помощь приходит воспитатель. Дети возвращаются с карточками, на которых цифры)

- Ребята, вы принесли карточки, для чего они? Что в письме сказала Василиса Премудрая(нужно собрать номер телефона) (Дети располагают цифры и диктуют воспитателю. Воспитатель набирает номер, невозможно дозвониться).

- Ребята, как вы думаете, почему мы не дозвонились? (неправильный номер)

- Что же делать? (цифры переложить)

- А как? Может нам что-то может подсказать цвет бумаги, на которой нарисованы цифры? (цвета радуги) (дети выкладывают цифры по цветам радуги и диктуют номер воспитателю) Дозвонились Василисе Премудрой, она благодарит детей за помощь и говорит, чтобы дети шли к домику бабы Яги, там их ждет сюрприз. Отправляемся к домику Бабы Яги, где нас встречает сама Баба Яга.

Баба – Яга: Ну что, ребята, вижу, вижу, что вы справились с заданиями и вернули все сказочные предметы на свои места. А угощения Василисы Премудрой я вам так просто не отдам. Мне скучно одной, поиграйте со мной! Хотите поиграть? Тогда становитесь в круг, мы с вами поиграем в игру «Бабушка Маланья»

Игра “ Бабушка Маланья».

(Дети вместе со взрослыми становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями).

У Маланьи, у старушки, Дети движутся по кругу, держась за руки.

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей, Закрывают руками брови.

Вот с такими ушами, Показывают «большие» уши.

Вот с такими носами, Показывают «большой» нос.

Вот с такими усами, Показывают усы.

С такой головой. Показывают «большую» голову.

С такой бородой, Показывают «длинную» бороду.

Ничего не ели, Присаживаются на корточки.

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

(Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать).

Игра повторяется несколько раз. В конце игры Баба-Яга даёт детям гостинцы. Гостинцев на всех не хватает.

Воспитатель - Ребята, что же делать? (Поделиться)

 - Ребята, вам понравилось сегодня путешествовать по сказкам? А как вы считаете вы все правильно сделали, со всем справились? Вам было легко выполнять задание Василисы Премудрой? А кому сложно? Вам было весело или грустно?

Проект

Педагогический проект для детей старшего возраста «Сказки К. Чуковского»

ОЛЬГА ПОГОРСКАЯ 
Педагогический проект для детей старшего возраста «Сказки К. Чуковского»

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Сказки КЧуковского»

Цель: Приобщение детей к произведениям художественной литературы.

Задачи:

*развивать знания детей о сказках в стихах;

*воспитывать желание драматизировать сказки;

*совершенствовать интерес к сказкам;

Актуальность проекта:

В современной семье недостаточно внимания уделяют чтению произведений художественной литературы. Это связано с использованием компьютеров, просмотром телепередач. А ведь художественная литература способствует всестороннему развитию детей, развивает речь ребенка, его познавательный интерес. А сказки КЧуковского очень ритмичны, легко запоминаются, их можно драматизировать. Поэтому мы в детском саду разработали и реализовали педагогический проект «Сказки КЧуковского».

Тип проекта: практический

Длительность проекта: один месяц

Участники проекта: дети старшей группы

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

На данном этапе дошкольники знакомятся с целью проекта путем участия в викторине «Чьи это сказкиПедагог создает условия для ознакомления детей со сказками К. И. Чуковского: книжный уголок, библиотека, театральная зона.

2этап: основной

Дети совершают экскурсию в детскую библиотеку имени А. Пушкина, где знакомятся с книгами К. ЧуковскогоПедагог проводит с детьми занятия по ознакомлению со сказками КЧуковского, по разучиванию отрывков из сказок. Ребята рассматривают иллюстрации к сказкам, проводят занятия по художественному творчеству«Мойдодыр»«Федорина посуда»«Добрый доктор Айболит»«Айболит в Африке» и другие. К художественной деятельности привлекаются родители воспитанников, организуют выставку детских рисунков «Сказки КЧуковского». Вместе с родителями изготавливаются атрибуты к драматизациям сказок КЧуковского.

3 этап: заключительный

На данном этапе дети вместе с воспитателем и родителями показывают драматизацию сказки КЧуковского «Мойдодыр»

Предварительные результаты:

*дети овладевают выразительной стороной речи;

*дошкольники научились передавать характер персонажей;

*привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в детском саду.

Актуальность проблемы. 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. 
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. 
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. 

Проблема: общее недоразвитие речи детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. 

Задачи: 

1.Создание научно-методической и материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. 
2.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 
3.Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
4.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии. 
5.Разработать консультации для педагогов и родителей с целью обновления и качественного улучшения речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки. 

Методы решения задач: 

1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 
2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций. 
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. 
4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования. 
5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен. 
6.Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы. 

Содержание проекта строится на принципах: 

• Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми. 
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 
• Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие. 
• Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. 
• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. 
• Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 
• Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки. 
• Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. 
• Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета. 
• Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка. 
• Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо. 

Этапы реализации проекта: 
I этап подготовительный: 
1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта. 
2.Диагностика. 
3.Анкетирование родителей. 
4.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 
5.Разработка комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, специалистов по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
6.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса. 
II этап – основной текущий: 
1.Разработка конспектов занятий и их проведение. 
2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). 
3.Реализация комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда и специалистов «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи». 
III этап – заключительный: 
1.Диагностика (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Чтение сказки» на определение доминирующего игрового или познавательного мотива ребенка; «Понятливость», «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали») 2. Беседа с детьми. 
3. Анкетирование родителей. 
IV этап – аналитический: 
1.Анализ проделанной работы. 
2.Вывод по теме. 
3.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта. 

Сдерживающие силы: пропуски детьми занятий, недостаточность использования произведений художественной литературы и устного народного творчества. 

Устранение рисков: беседы с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, пополнение методической и художественной литературой, драматизация сказок, просмотр кукольных театров и сказочных постановок. 

Сторонники проекта: 
1.Дети. 
2.Воспитатели. 
3.Специалисты. 
4.Родители. 
5.Администрация. 

Участники проекта: 
1.Дети. 
2.Воспитатели. 
3.Специалисты: учитель-логопед, воспитатель по изодеятельности, воспитатель по театру, музыкальный руководитель, педагог-психолог. 

Ресурсы проекта: 
1.Человеческие (дети, воспитатели, специалисты, родители). 
2.Материальные (художественная литература, оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО). 

Прогнозируемый результат: 

Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к народному творчеству. 

Заключение 

Проведенный проект с сентября 2009 года по май 2010 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. 
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. 
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. 
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. 
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе сказки; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки. 
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. 
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. 
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Ребенок – это дар любви.

Храни его и с ним живи

в единстве и созвучье тонком.

Ты отвечаешь за ребенка.

Проект «Воспитание сказкой»

Формирование духовно-нравственного представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой.

Ракутиной Н.Н., воспитатель I категории МБДОУ Д/сад «Светлячок»

Участники: дети старшей группы № 5 компенсирующей направленности, воспитатель группы Ракутина Наталья Николаевна, родители

Место реализации: МБДОУ Детский сад «Светлячок» г. Оса.

Длительность: долгосрочный
Вид: групповой

Актуальность

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. В настоящее время все чаще наблюдаю примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, поступков окружающих людей у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Наблюдая за детьми своей группы, выявила, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с дошкольного возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы мною была выбрана тема самообразования по формированию духовно-нравственных качеств через ознакомление со сказкой «Воспитание сказкой», так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт дошкольников, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в старшем дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Новизна: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по развитию у детей нравственных качеств в процессе ознакомления с русскими народными сказками. В случае, если данный метод по нравственному воспитанию дошкольников окажется эффективным, он может быть предложен для реализации в других группах старшего возраста в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку""

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказок К.И Чуковского....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста викторина "Школа пешеходных наук"

Викторина «Школа пешеходных наук»Старшая и подготовительная группыЦель: закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогахЗадачиЗакреплять знания о дорожных знаках, предназначенн...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Наши любимые сказки" (по сказкам А.С.Пушкина)

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Наши любимые сказки" (по сказкам А.С.Пушкина)...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Мои любимые сказки"

Развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают у...

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...