Развитие диалогической речи детей.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Развитие связной (диалогической) речи дошкольников, посредством разучивания диалогов.
Одно и приоритетных направлений деятельности учреждения - это речевое развитие дошкольников, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.
Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих.
Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.
Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.
Разучивание диалогов – это только один из видов работы по развитию диалогической речи, который позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной. Именно литературное произведение является тем самым клише, которое позволяет грамматически правильно оформлятьсамостоятельное речевое высказывание в соответствии с нормами языка.
При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чём делается акцент в чтении взрослого. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте и определить их задачи. С этой целью поводятся разнообразные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений.
Разобрав диалог, проанализировав его в пределах доступного детям, педагог читает повторно (возможно, два раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил. Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность.
Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений.
Психологи отмечают, что для заучивания требуется 8-10 повторений, но желательно это делать не на одном и том же занятии, а на нескольких.
Веселые диалоги
1- Кисонька-мурысонька, Где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысонька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна! Не ешь одна! Не ешь одна!
- Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят. Е. Серова
- О-о-х! Тяжело тащить горо-о-ох! Как нам быть, не знаем, - Эй, синицы, налетайте! Мышкам живо помогайте! - Как дела, мышата? - Плохо!
Нам синицы помогали - Весь горошек поклевали! 5.Помидор на грядке Делает зарядку; Как здоровье, помидор? - Хорошо! В порядке! Весь вспотел ты, не устал? - Да, устал, от зарядки красным стал. 6.В огороде помидор Взгромоздился на забор. Претворяется негодник, Будто сам он огородник! Ай – ай – ай, помидор! Стыд тебе и позор! Возмутилась тетя репа: - Это глупо и нелепо! Ай – ай – ай, помидор! Стыд тебе и позор! Крикнул дядя огурец: - Безобразник ! Сорванец! Ай – ай – ай, помидор! Стыд тебе и позор! Покраснел сорванец, Устыдился, наконец, И скатился чин по чину К огороднику в корзину! | 7.- Заболел малютка ежик! Доктор, что ему поможет? - Ваш поправится сынок. А спасет его - чеснок! 8.- Обожаю я свеколку, - - Говорит зайчонок волку, - Вот, попробуй, угощаю! Будет вкусно, обещаю! - Свекла мне не по зубам! Вот тебя я лучше - ам! - - ... Но в зубах злодея волка Оказалась лишь свеколка!
9.- Ну-ка, девица редиска, Полезай скорее в миску! Здесь уже твои сестрички. Видишь хвостики - косички? - Нет, я в миску не спешу, Лучше в грядке посижу! Знаю я, любезный лук Ты - мой добрый, верный друг. Что ж глаза мне щиплешь так, Будто ты не друг, а враг? -Уж такой я, потерпи. Если любишь, то прости! Ты кого боишься? - Мышь! Каждый вечер прибегает, За бочок меня кусает! - Репка, мы тебя спасём! Ну - ка, мышка, марш в свой дом! - А можно ли нам, вишенка, Твоих отведать вишенок? - Конечно, можно, детки! Но не ломайте ветки! 11. - Солнце, солнце, Ты откуда? - Я из тучки золотой. - Дождик, дождик, Ты откуда? - Я из тучи грозовой. - Ветер, ветер, Ты откуда? - Я родился за горой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" развитие диалогической речи детей 4-5 лет через театрализованную деятельность"
презентация работы над проектом с фотоматериалом....
Учебно-методическое пособие «Развитие диалогической речи детей с ОНР на основе театрализованной деятельности»
В пособии представлены: Этапы развития диалогических умений. Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам. Практический материал....
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....
Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе р...