Игры и упражнения по методике ТРИЗ
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Материал для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_igry_i_uprazhneniya_po_metodike_triz.docx | 111.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества (пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся... и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра "Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства
Ход игры. 1 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?". 2 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета – это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят – это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по цепочке.
Игра «Да–Нет» — игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет». Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «об этом нет информации». К примеру:
– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно белого цвета?
– Это несущественно.
И т.д., пока слово не будет угадано.
Игра «Что умеет делать?»
(игра для детей с 3-х лет) Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да - Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью.
Например: В: Телевизор.
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Что может дождь?
Д: Растворить лед.
В: Когда и почему?
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
Игра «Складушки–вычиталки»
Белка + осень = запасы
Дерево - лист = осеннее дерево
Небо + вода = осенний дождь
Огород + тепло = урожай
Холод + лист = листопад
Человек + холод = теплая одежда
Ученик + осень = школьник
Шишка + сосна = лес
Воздух + холод = ветер
Составление и отгадывание загадок
Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.
«Загадалки – узнавалки» Кто стучит, как в барабан, на сосне сидит... (дятел) Ай, какой я молодец, Красный, круглый (помидор)
Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.
В: - Чтобы получилась загадка, надо наши сравнения сравнить с объектами, например:
Добрая, кто? – бабушка.
Красивая – конфета.
Говорящая – как попугай
С листочками – дерево.
Вставляем слова – связки …НО – НЕ… Ответ: книга.
Игра «По кругу», «Волшебный мешок» Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. (Собака – добрая, пушистая, веселая, охотничья, старая и т. д.)
Игра «Узнавание»
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» – береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» – солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность, легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр: Какое бывает? Что делает?
Игра «Наоборот» Суть игры заключается в том, что дети подбирают противоположные по значению слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Эту игру можно усложнить, подбирая слова противоположные по функции. Например, волк «злой» – бабушка «добрая», карандаш (пишет) – ластик (стирает).
Игра «Эхо» Детям напоминается, что такое эхо, что оно в точности повторяет то, что слышит. Детям предлагается сыграть роль эха, но повторить не всё слово, а лишь его концовку. Например, машина – шина, олень – лень и т.д.
Игра «Волшебная дорожка» В основе сюжета многих сказок – действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.
Игра «Вертолина» Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
Игры «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?», «Логический поезд» помогают обучать детей классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
Игры и упражнения по методике ТРИЗ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по методике ТРИЗ Г.С АЛЬТШУЛЛЕРА
Игры и упражнения по методике ТРИЗ Г.С АЛЬТШУЛЛЕРА...
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО МЕТОДИКЕ ТРИЗ.
Игры и упражнения по ТРИЗ- учат ребёнка мыслить, развивать логику, формируют математические представления, обогащают словарный запас ребёнка....
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори. Развитие речевой деятельности детей.
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори не требуют специального оборудования, достаточно воспользоваться подручным материалом, который залежался дома. Сойдут катушки для ниток, скрепки, бантики...
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори
Подборка игр и упражнений по методике Марии Монтессори...
Буклет для родителей и педагогов "Игры и упражнения по методике ТРИЗ"
Буклет для родителей и педагогов "Игры и упражнения по методике ТРИЗ"...
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори для ясельного и младшего возраста.
Развивающие игры по методике Марии Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию ...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....