Конспект занятия «Страна Добрых и вежливых слов» - с использованием сказкотерапии (средняя группа) Цель: - Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Заюшкина избушка”. - Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. -Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. - Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. - Расширение словарного запаса, закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки и эмоциональные состояния связанные с ними. - Учить детей соотносить эмоциональные проявления с ситуацией, учить выражать эмоции в мимике. Оборудование: Запись звуков леса, лента, бумага А4, дорожка , домик, игрушка петушок, лиса, зайка, собаки, медведь, музыка для релаксации.
Ход занятия: Педагог: здравствуйте, ребята. Дети здороваются с педагогом. Педагог: Ребята, какие сказки со сказочными героями вы знаете? Ответы детей. Педагог: Вы много знаете сказок! Сможете отгадать загадки про сказочных героев? Дети отгадывают загадки. Педагог: Молодцы, дети. Давайте отправимся в путешествие в сказочный лес к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по сказочной лесной тропинке и преодолеть трудности, которые нам встретятся на пути! Звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через воображаемый сказочный ручей ( синяя лента), проползают под ветками деревьев(под лентой как можно ниже), осторожно проходят по кочкам на болоте (листы бумаги) и останавливаются на сказочной полянке.. Педагог: Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к сказочной избушке. Давайте узнаем, кто же в ней живет? Дети выполняют упражнение «Домик»: «На поляне теремок, (ладони сложить «домиком») Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок). Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки) Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить). Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно). Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони). Открывайте! (широко развести руки в стороны). Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперек другой). После выполнения упражнения из домика появляется фигура Зайки (игрушка кукольного театра). Педагог: Ребята, зайка, который живет в лесной избушке! Из какой это сказки? Дети отвечают: «Заюшкина избушка». Педагог: Правильно, дети. А кто еще жил рядом с зайкой ? Дети отвечают – лиса. Педагог: Да, ребятки. У лисы была избушка ледяная ,а у зайки лубяная . . Зайка уберет все в избушке, порядок наведет и поет песенку. Какое настроение было у зайки? Дети:Хорошее, радостное. Педагог: покажите пожалуйста радость! Дети мимикой и жестами показывают радость. Педагог: Ребята, кто слышал песенку зайки? Дети: Лиса. Педагог: Да. Дети, а лиса какая? Дети: Хитрая, обманщица, рыжая… Педагог: Ребята, а какой был зайка? Дети: добрый, доверчивый, трудолюбивый... Педагог: Да, что же сделала лиса, когда ее избушка растаяла? Дети: она пришла к домику и попросилась пожить! Педагог: Правильно. Давайте все изобразим хитрую лису. Дети имитируют мимику и повадки хитро лисы. Педагог: Ребята, что же дальше произошло? Пусть один из вас возьмет зайку, а кто-то будет лисой и покажет, что было дальше? Дети разыгрывают сценку, как лиса обманула зайку и выгнала его. Педагог: Дети, как вы думаете, испугался зайка? Покажите, как он испугался? Дети изображают на лице страх. Педагог: Ребята, почему зайка поверил лисе? Дети отвечают, что лиса очень хитрая и по доброму обращалась к зайке. Педагог: А вы знаете добрые слова? Давайте поиграем. Игра: «Добрые слова» Собрались ребята в круг Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. «Будьте добры – это я говорю по секрету. Будьте добры и не ждите за это конфету. Будьте добры без игры и во время игры, Если сумеете, будьте сегодня добры!» Волшебную шишку в руки возьму, и доброе слово другу дарю! Дети говорят друг другу добрые слова. Ребята, что делал зайка?
Один из детей берет зайку в руки и показывает «Сидит зайка, плачет, горюет, лапками слезы вытирает…» Педагог: Как вы думаете, что еще почувствовал зайка, когда лиса его выгнала из избушки? Дети: ему стало грустно. Педагог: Покажите пожалуйста грусть. Дети изображают грусть на лице. Педагог: Кто пришел на помощь к зайке? Дети: перечисляют (Собаки, медведь, петух) Педагог: помогли ли зайке собаки и медведь Дети :нет, они испугались. Педагог: Покажите пожалуйста испуг. Дети изображают испуг. Педагог: какой был петух в этой сказке? Дети: смелый, храбрый, отважный! Педагог: да, дети, петух выгнал лису из заюшкиной избы. Давайте покажем, как петух помог зайке… Дети разыгрывают сценку, в которой петух пошел к избушке и стал прогонять лису Педагог: А что говорил петушок. Дети: Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, уходи лиса вон! Педагог: Как повела себя лиса? Дети: Испугалась лиса, соскочила с печи – да бежать. Педагог: Ребята. Понравилась вам сказка? Кто из героев больше всего вам запомнился? Опишите этого героя? Дети описывают понравившихся героев сказки, подбирая как можно больше слов характеризующих их. Педагог: Ребята, вы знаете много сказок. Давайте поиграем в игру. Я покажу вам картинки с героями сказок, вы угадаете сказку и какой герой на картинке лишний. Игра: «Угадай, кто лишний» Педагог: Ребята, петушок был справедлив и добр к зайке. А какие добрые и вежливые слова вы знаете? Дети рассказывают стихотворения о вежливых словах: «Мы все научились когда-то Ходить, рисовать, говорить, Давайте же вспомним, ребята, Как добрым и вежливым быть!» «Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу. Быть вежливым очень легко мне Я «Здравствуйте» первым скажу!» «Придумано кем-то красиво За помощь благодарить! Обычное слово «Спасибо» Нельзя забывать говорить!» «Прощаясь, мы все «До свидания» Друг другу всегда говорим. «Пожалуйста», если желанье, Иль просьбу исполнить хотим» «Слово это словно ключик Золотой и сказочный, Словно самый светлый лучик! Звать его – «Пожалуйста!» Педагог: Молодцы ребята. Вы наверное очень устали, давайте отдохнем на волшебной полянке.Ребята нам нужно вернуться обратно. Ложитесь на полянку (ковер) поудобнее закрывайте глазки, а пока вы отдыхаете, волшебная полянка вас перенесет в нашу группу. Под музыку проводится релаксационное упражнение.
Анализ сказки. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказка позволяет в занятия внести логопедические и физкультурные упражнения, игры под музыку. Коррекционные технологии, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей, являются достаточно эффективным средством для привития доброты. Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым.
|