«Зима – чудная пора»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (различные нарушения речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

города Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62

«Зима – чудная пора»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности (различные нарушения речи)

Тема: использование интерактивной игровой технологии «Лэпбук» для систематизации знаний старших дошкольников по теме «Зима»

        

Составила

Кривцун А.С. воспитатель

г. Новочеркасск 2018г.

Цель: создание условий для познавательной и речевой активности старших дошкольников при использовании интерактивной игровой технологии «Лэпбук».

Задачи.

Образовательные:

  • закреплять знания о зиме, её явлениях и приметах;
  • развивать навык связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • научить основным технологическим приёмам рисования  в технике «фроттаж».

Развивающие:

  • совершенствовать мелкую моторику;
  • продолжать развивать память и внимание посредством дидактических игр.

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе работы с лэпбуком;
  • воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной деятельности.

Методы и приёмы:

  • словесный (рассказ педагога, художественное слово, беседа);
  • наглядный (рассматривание лэпбука, картины «Зима» автор Грабарь И.Э., образец воспитателя).

Предполагаемый результат:

  • дети с интересом «общаются» с лэпбуком;  
  • дети успешно взаимодействуют с воспитателем и друг другом в процессе работы с лэпбуком;
  • овладеют основным технологическим приёмом рисование в технике «фроттаж»;
  • дети владеют навыками речи: доказательной, объяснительной;
  • умеют устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: магнитофон, клубок пряжи, мультимедийное оборудование.

Материалы: лэпбук, белая бумага для принтера формата А4, восковые мелки, снежинки.

Ход занятия

  1. Знакомство с детьми.

Воспитатель заходит с клубочком белой пряжи.

Воспитатель. Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Сергеевна. Я воспитатель, хочу с вами познакомиться, подружиться и, конечно, поиграть.

У меня в руках… (ответ детей: клубочек). Это не простой клубочек: он хранит моё тепло. Я его хочу поделится своим теплом с вами. А ещё он поможет нам познакомиться. Как меня зовут – вы запомнили, а вас как зовут? (передавая клубочек друг другу, каждый ребёнок называет своё имя,).

Воспитатель. Ребята на что похож клубочек? (Дети перечисляют предметы, схожие с клубком по цвету ниток, форме, тактильным ощущениям). Да, клубок напоминает снежок – маленький привет от волшебницы-зимы. Я прочитаю вам небольшой рассказ.

Воспитатель. «Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу».

 (отрывок из рассказа К.В. Лукашевич «Зима»)

Воспитатель. Конечно вы догадались о каком времени года здесь говорится? (Ответы детей.)

Воспитатель. Зима – чудная пора. Чудная – от слова «чудо». С давних времен люди пели песни, придумывали загадки, писали картины, сочиняли стихи, сказки про зиму. А я к вам пришла в гости с замечательной книгой-игрой, которая называется «Лэпбук». Лэпбук это такая уникальная копилка, где есть много занимательного, познавательного, интересного материала про зиму (показать лэпбук - игру). Лэпбук – это игра-путешествие. Вы готовы отправиться в зимнее путешествие вместе с лэпбуком и по лэпбуку? Протяните каждый мне правую руку, положите сверху на мою и скажите: Готовы! Лэпбук открывается, путешествие начинается! Присядьте (дети собираются и присаживаются за столы).

  1. Игра «Метеостанция» «Приметы зимы»

Воспитатель. Удивительная зимой погода. От смены погоды происходят изменения в природе. Мы с вами об изменениях погоды узнаём из новостей. Ведь каждый вечер программа «Новости» заканчивается прогнозом погоды на завтра. Рассказывает об этом ведущий метеоролог. Предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли метеоролога, и рассказать о признаках зимы(помочь детям наводящими вопросами называть зимние признаки ).

Воспитатель. Желательно чтоб ваш ответ был полным.

-Зимой стало холодно.

-Зимой земля покрыта снегом.

-Зимой на дорогах гололедица.

-Зимой с крыш свисают сосульки.

- Зимой на окнах морозные узоры.

- Зимой замерзание почвы и водоёмов.

- Зимой дни короткие, ночи длинные.

- Зимой стало мало птиц, исчезли насекомые.

- Зимой растения спят.

- Зимой некоторые животные меняют окраску.

- Зимой можно строить снежные скульптуры из снега и льда.

- Зимой снежные бураны, метель.

- Зимой дети катаются  на санях, сноубордах, ходят на лыжах.

- Зимой вместо футбола дети играют в хоккей.

Воспитатель. Ребята удивили вы меня и порадовали, как много вы о зиме знаете. Продолжим наше общение.

  1. Игра «Пернатые друзья»

Воспитатель. Обратите внимание ребята как много здесь птиц. Как одним словом можно их назвать (ответы детей зимующие). (Продемонстрировать детям презентацию).

Воспитатель. Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям – зимующим птицам.  Они не улетели в теплые края остались с нами. Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям пережить зиму (ответы детей: сделать кормушки – птичьи столовые).

Воспитатель. Ребята не забывайте кормить птиц зимой. Но, прежде, чем вы расскажете, чем нужно кормить птиц зимой.

 

  1. Игра «Цвета зимы»

Воспитатель. Ребята, зиму не зря называют волшебницей. Её воспевают художники и поэты в своих произведениях (продемонстрировать зимнюю палитру). Представьте, что вы художники. Какими цветами вы нарисовали бы зимнюю природу? (Ответы детей.)

Воспитатель. У зимы интересная цветовая гамма. Цвета у зимы холодные. Самые приметный  цвет зимы – это белый.

Поиграем? Я буду поочерёдно перечислять различные цвета, услышав «белый цвет», вы подпрыгните. Будьте внимательны. Для удобства встаньте.

Начинаем игру: жёлтый, красный, коричневый, синий, зелёный, жёлтый, красный, розовый, оранжевый, синий, зелёный, жёлтый, красный, розовый, оранжевый, белый, зелёный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, жёлтый, красный, розовый, оранжевый, синий, коричневый, белый, зелёный, жёлтый, розовый, красный, оранжевый, белый, зелёный, жёлтый, красный, розовый, оранжевый, синий, зелёный, жёлтый, красный, розовый, оранжевый, жёлтый и т.д.). 

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Я не сомневаюсь, что вы ещё и замечательные художники. Зима - чудная пора. Чудеса творят снега. Снежинку под бумагу положу, и восковым мелком как следует натру (в коробочке лежат снежинки для фроттажа).      

  1. Практическая деятельность.

Воспитатель. Возьмите листы бумаги и снежинку, ту которая вам нравится. Восковые мелки выберите по настроению и по желанию. Только, помните, какая палитра у зимы. Мелками и снежинками можно поменяться.   Располагайте снежинки, как вам нравится. Затем, перемещаясь восковым мелком по бумаге, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок вам  потребуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".

Дети садятся за столы, заранее подготовленные к работе

  1. Рефлексия.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые получились  у нас снежинки. У вас получились такие интересные работы. Как их можно назвать? Пофантазируйте (ответы детей: снегопад, танец снежинок, снежная фантазия, снежинки кружатся, снежный ковёр, снежиночки-пушиночки).

Воспитатель. Если соединить снежинки получится зимний ковер. (Дети складывают работы, рассматривают, комментируют).

  1. Итог деятельности.

Воспитатель. Спасибо вам, ребята, за интересное общение. Сегодня я познакомила вас с лэпбуком. Мы не успели рассмотреть все задания. Поэтому лэпбук остаётся с вами. Я надеюсь, что общение с ним будет вам интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника: «ОСЕНЬ - ЧУДНАЯ ПОРА»

Цель: создание праздничного настроения, закрепление знаний детей о приметах осени...

Проект"Осень- чудная пора!"

Проект «Осень - чудная пора!» групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

" Осень чудная пора"

Сценарий осеннего развлечения для деток  младшеё группы. Встреча с белочкой лесной, дождинкой чудесницей, а так же прекрасной Осенью дарят деткам  сказку в осеннем лесу....

Осень - чудная пора!

Сценарий осеннего развлечения для средней и старшей группы....

Занятие по речевому развитию в старшей группе "Зима-чудная пора"

Занятие по речевому развитию в старшей группе с применением мнемотехники "Зима-чудная пора"...

Святки-колядки «Ах, Зима, чудная пора»

Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры обеспечи...