Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи дошкольников
консультация по развитию речи на тему
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом. Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), также как и их нарушений идут «параллельно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_razvitiya_tonkih_dvizheniy.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме:
«Взаимосвязь развития тонких движений
пальцев рук и речи дошкольников».
Подготовила учитель-логопед Андреева С.Ю.
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом. Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), также как и их нарушений идут «параллельно».
Тренируя пальцы мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью.
Взаимосвязь развития речи и развития мелкой моторики
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, им трудно собрать детали конструктора, работать с пазлами.
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенез ребенка.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для формирования речи.
У детей с ОНР нарушения моторной сферы, слабо развиты тактильные ощущения, отмечается утомляемость, недостаточно сформированы графомоторные навыки.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи;
- ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;
- развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
- развивается воображение и фантазия
В результате пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
Игры с игрушками и предметами (шнуровка, мозаика, застегивание и расстегивание пуговиц). Лепка из пластилина, раскрашивание картинок, графомоторные задания (обводка, приемы рисования дорожек, рисование по точкам).
Такая система работы показывает положительный результат. У детей улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию. Развивая мелкую моторику комплексно развиваем психические процессы память, внимание, восприятие, мышление и конечно же речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие тонких движений пальцев
Дидактические игры на развитие тонких движений пальцев с помощью воздействия на психические процессы....
Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"
Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"...
Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет. Игры с резиночками.
В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования (а именно резиночек для волос), направленные на развитие тонких движений пальцев рук, координа...
Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.
Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....
Родительское собрание "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...
Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие пространственной ориентировки и тонких движений пальцев рук.О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок...
Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи
Консультация для родителей детей 4-5 лет. В данном материале раскрыта взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи. Кроме этого, представалена картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет....