Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом. Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики),  также как и их нарушений идут «параллельно».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_razvitiya_tonkih_dvizheniy.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«Взаимосвязь развития тонких движений

пальцев рук и речи дошкольников».

Подготовила учитель-логопед Андреева С.Ю.

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом. Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики),  также как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке  руки к письму. Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью.

Взаимосвязь развития речи и развития мелкой моторики

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, им трудно собрать детали конструктора, работать с пазлами.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенез ребенка.

Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для формирования речи.

У детей с ОНР нарушения моторной сферы, слабо развиты тактильные ощущения, отмечается утомляемость, недостаточно сформированы графомоторные навыки.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой      гимнастикой?

- игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи;

- ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;

- развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;

- развивается воображение и фантазия

В результате пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.

Игры с игрушками и предметами (шнуровка, мозаика, застегивание и расстегивание пуговиц). Лепка из пластилина, раскрашивание картинок, графомоторные задания (обводка, приемы рисования дорожек, рисование по точкам).

Такая система работы показывает положительный результат. У детей улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию. Развивая мелкую моторику комплексно развиваем психические процессы память, внимание, восприятие, мышление и конечно же речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тонких движений пальцев

Дидактические игры на развитие тонких движений пальцев с помощью воздействия на психические процессы....

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет. Игры с резиночками.

В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования (а именно резиночек для волос), направленные на развитие тонких движений пальцев рук, координа...

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....

Родительское собрание "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие пространственной ориентировки и тонких движений пальцев рук.О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок...

Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи

Консультация для родителей детей 4-5 лет. В данном материале раскрыта взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи. Кроме этого, представалена картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет....