Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи
консультация по логопедии (средняя группа)

Ткачева Наталья Николаевна

Консультация для родителей детей 4-5 лет. В данном материале раскрыта взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи. Кроме этого, представалена картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи

                              (Консультация для родителей)

         Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А.Леонтьев. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первообытных людей были жесты; особенно здесь была велика роль руки……развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

        Предлагаю вашему вниманию подборку пальчиковых игр и стихотворений для детей 4-5 лет, для развития тонких движений пальцев рук и речи.

«Компот»

Будем мы варить компот, лев. Ладошку держат ковшиком, указ. пальцем пр. руки» мешают»

Фруктов  нужно много. Вот: (загиб. Пальчики по одному, нач. с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять варят и мешают»)

Угостим честной народ

«Наш мизинчик в лес пошел»

Наш мизинчик в лес пошел, (сжимают руку в кулачок)

Безымянный - гриб нашел, (разгибают пальчики)

Средний пальчик его мыл,

Указательный солил,

Большой пальчик встал и съел,

Потому и потолстел.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (ритмично сжимаем и разжимаем пальчики)

Будем ягоды считать!

Брусника и клюква, (загибаем по одному пальцу на правой руке)

Черника, малина,

Еще землянику положим в корзину.

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз,                         (попеременно ударяют по столу)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки, (загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках)

Для Наташки и Сережки,    

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот и валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»

Аленка-маленка шустра и быстра:                 (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

Воды наносила,

сарафан дошила, носок довязала,              (загибают пальчики по-одному, начиная с больших)

ягод насобирала, песню допела,

везде поспела,

В охотку ей дело

  Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (Н.В. Нищева)

Раз, два, три, четыре,            (загибают пальчики, на обеих руках)

Много мебели в квартире.   (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку. (загибают пальчики, на обеих руках)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.  (хлопают в ладоши )

Много мебели в квартире. (стучат кулачками)

  Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Н.В. Нищева)

Раз, два, три, четыре,            (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повтор) 

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку       (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли  : (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,   (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

Так мы маме помогали.           (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) 

Игра: «Продукты» (хлопки)

Жили-были сыр,

Котлеты, мармелад,

Зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты

Называем их продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда.

Пальчиковая гимнастика « Мы во двор гулять пошли»                          

 Раз, два, три, четыре, пять  (загибают пальчики по-одному)

Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцем)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек снега)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.( кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тонких движений пальцев

Дидактические игры на развитие тонких движений пальцев с помощью воздействия на психические процессы....

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"

Методическое исследование "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи"...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет. Игры с резиночками.

В данной методической разработке представлены игры с использованием нестандартного оборудования (а именно резиночек для волос), направленные на развитие тонких движений пальцев рук, координа...

Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи дошкольников

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом. Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики)...

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Использование нестандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....

Родительское собрание "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...

Использование нестандартного оборудования для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет.

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие пространственной ориентировки и тонких движений пальцев рук.О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок...