Социально-коммуникативное развитие детей с ТНР посредством стихотворного диалога
методическая разработка по развитию речи по теме
Опыт работы по развитию связной речи и формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. Материал представлен в виде: 1. Теоретической части, которая обосновывает целесообразность применения стихотворных диалогов на лдогопедических занятиях.2. Картотека диалогов по основным лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialogidokument_microsoft_office_word.docx | 94.69 КБ |
v_doshkolnom_vozraste_osoboe_vnimanie_udelyaetsya_formirovaniyu_rechi_detey.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека стихотворных диалогов.
- Ранняя осень. Овощи. Фрукты.
Чудеса в авоське
- Тётя Варя!
Тётя Варя!
Где вы были?
- На базаре.
- Варя-тётя!
Что купили?
Что несёте?
- Я несу
Два чуда-юда.
В каждом чуде –
По два пуда.
Нет у них
Ни ног,
Ни рук,
Ни рубашек нет,
Ни брюк,
Только два огромных
Пуза...
- Знаем, знаем!
Два арбуза!
Разговор с бабушкой
- Куда идёте, детушки?
- По ягоды, бабушка!
- Где же ягоды, детушки?
- Над землицей, бабушка!
- Уж не клюква ль, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Земляника, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Не брусника ль, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Не малина ль, детушки?
- Нет, повыше, бабушка!
- Не рябина ль, детушки?
- Угадала, бабушка!
В. Селиверстов
- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.
Г. Лебедева..
Яблоня.
- Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали!
Югославская песенка.
- Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
- Как же быть без хруста,
Если я капуста?
В. Суслов.
***
Ветер воет, завывает,
Песню деткам запевает:
- Буду, буду дуть опять,
Не пойдете вы гулять!
- Ты нас, ветер, не пугай,
Лучше тучи разгоняй,
Мы оденемся тепло,
Погуляем все равно!
- Профессии детского сада.
Агния Барто
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.
А она сказала строго:
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много —
Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы —
Мы собаки и коровы.
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух.
Я прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
Почему так говорят?
В. Товарков
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не осинки,
Мы ведь не рябинки.
Вовы, Клавы, Мишеньки —
Это же не вишенки!
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не листочки,
Мы ведь не цветочки
Голубые, аленькие —
Мы ребята маленькие!
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Потому, что дружно в нем
Мы одной семьей растем!
Оттого и говорят:
— В этом доме детский сад!
- Музыкальные инструменты.
Гармонист Антошка.
— Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
— Так и быть, — сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.
Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!
Домашний концерт
Маме сказала соседка-придира,
Лоб остужая о грелку со льдом:
«Хриплые скрипы из вашей квартиры
Сводят с ума постоянно весь дом!
Может, у вас там не смазаны двери?
Или диван отрухлявел, как пень?
Или какой-нибудь тигр в шифоньере
Громко когтями скрежещет весь день?»
Мама всплеснула руками: «Ну что вы
Сердитесь, как Карабас-Барабас?!
Это же музыка нашего Вовы!
Хочет освоить малыш контрабас».
Барабан
- ой, барашечек, баран!
Что ж ты бьешь так в барабан?
- Вон коза - красавица,
Ей хочу понравиться!
Трещотки
- Что за треск на всю округу?
- Это мы трещим с подругой! -
Ох, трещотки хороши,
Прямо праздник для души!
Ложки
- Говорите, кошки,
Для чего вам ложки?
- Мы на ложечках играем,
Вас послушать приглашаем!
- Дикие животные.
Сорока и мышь
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошки не боюсь!
- А громкого топота?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же тогда ты боишься?
- Да тихого шороха...
Н. Сладков
Сорока и заяц
- Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо...
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-Э, Сорока, невелико счастье!
- Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!
Душа-то у меня всё равно заячья...
Н. Сладков
Лиса и волк
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего, идут дела, голова ещё цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Жив ли, милый куманёк?
- Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
- На базаре я была.
- Что ты так устала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной!
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
Народная песня
Ёжик.
- Ёжик, ёжик,
Почему такой колючий?
- Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б. Заходер
Зайка, заинька – дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу –
В гости к ежику бегу…
Ф. Бобылев.
- Заяц, заяц,
Чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю!
- А чему, ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят!
Г. Сатир
Ёж
- Ёж, ёж, где живёшь?
- Я живу в густом лесу
- Ёж, ёж, что несёшь?
- В норку яблоки несу.
Буду яблоки делить,
Своих детушек кормит
А. Масленник
Белкины карманы
- Белка, где твой склад грибов?
- По карманам у дубов!
- Где домишко твой?
- В сосне.
- А постель?
- Постель на мне.
Слон
Здравствуй, слон!
Ты что не весел?
Почему ты нос повесил?
Почему твой длинный нос
До земли почти дорос?
Слон подумал и ответил:
- Нос мне очень нужен, дети!
- Вот как? Нужен? А зачем?
- Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот!
Он поможет мне напиться,
И за ветку зацепиться.
Может он служить рукой –
Вот полезный он какой!
- Зайки, где вы пропадали?
- Мы в капусте отдыхали.
- А капусту вы не ели?
- Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать.
- Так попробуй нас догнать!
«Как живешь? Как ты зиму проведешь?»
- Здравствуй, зайчик!
Как живешь?
Как ты зиму проведешь?
- Буду я зимой скакать,
У осин кору глодать.
- Здравствуй, мишка!
Как живешь?
Как ты зиму проведешь?
- Я в берлоге буду спать,
Свою лапищу сосать.
Со старшего возраста:
- Здравствуй, Белка!
Как живешь?
Как ты зиму проведешь?
- Я орешки припасла
Возле теплого дупла.
Я по веткам поскачу,
Шишку с елочки схвачу.
Буду я тогда сыта,
Когда в лес придет зима.
- Здравствуй, лисонька-лиса!
Как ты, лисонька, живешь?
Как ты зиму проведешь?
- буду бегать по лесам,
Буду бегать по полям,
И в деревню забегу,
Может, курочку найду.
Может, курочку найду,
В свою норку унесу.
- Здравствуй, ежик!
Как живешь?
Как ты зиму проведешь?
- Буду в теплой норке спать,
А весной пойду гулять.
- Здравствуй, лось!
Как ты живешь?
Как ты зиму проведешь?
- Буду в чаще я гулять,
Ветки с дерева глодать.
Очень голодно зимой,
Рад я веточке сухой.
-Здравствуй, милый барсучок,
Черная спинка, серый бочок!
Как ты, барсучок, живешь?
Как ты зиму проведешь?
- Буду в норке долго спать,
А потом весну встречать.
Лагздынь
Медвежонок
Бродит мишка у берлоги,
В желтых листьях вязнут ноги.
-Ты чего вздыхаешь, мишка?
Пошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый ,
Промокнув глазенки лапой:
-Матушка-медведица
На меня все сердицтся...
Я прошу "Дай, мама, меда!"
А она: "Поспи полгода!..."
***
- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
- Отчего не поскакать? Поскачу!
- Лапкой, зайка, постучи-постучи!
- Отчего не постучать? Постучу!
- Ты на травку упади-упади!
- Отчего же не упасть — упаду.
- Полежи и отдохни-отдохни!
-Если надо отдохнуть—отдохну.
***
Ежик пыхтун по тропинке бежит,
А на спине его листик лежит.
- Ежик, зачем тебе этот листок?
- Норку свою утепляю, дружок.
- Чем же еще ты ее утеплил?
- Веточки, травку и мох положил.
Заяц и лисица.
- Ты шубку на зиму уже поменял? –
Спросила зайчонка лисица.
- Конечно, ее я меняю за тем
Чтоб было удобно мне скрыться!
мишка.
Мишке долго спать зимой
Под сосною вековой.
- Мишка, Мишка, почему
Лапу ты сосешь свою?
-С лапой крепче спится мне,
Вижу лето я во сне.
- Хлеб.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Е. Серова.
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди щи хлебать.
- А где моя большая ложка?
А. Шибаев.
- Одежда. Обувь.
- Был сапожник?
- Был!
- Шил сапожки?
- Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
Б. Заходер
Лесная шутка.
Таня грузди собирала.
Наклонилась взять грибок –
И передник разорвала
О березовый пенек.
Я шучу:
- Скорее елку
Одолжить проси иголку
И зашей передник свой
Хвойной тоненькой иглой.
Сорвала иглу Танюшка
И смеется мне в ответ:
- Как же шить иглой без ушка?
Да и нитки тоже нет!
***
Ты скажи, барашек наш, сколько шерсти ты нам дашь?
– Не стреги меня пока, дам я шерсти три мешка,
Один мешок – хозяину, другой мешок – хозяйке,
А третий – детям маленьким на теплые фуфайки.
Обновка
- Кто купил в горошек ситец?
- Папа — вот кто.
- Сшила что за мастерица?
- Мама - вот кто.
- Кто в обновку нарядился?
- Маша - вот кто.
- Головные уборы.
Шапка
-Шапка, шапка, где была?
- Я была в кино.
- Что ж ты, шапка, видела?
- Было так темно...
Задремала я нечаянно
На коленях у хозяина.
- Шапка, шапка, где была?
- В цирке шапито.
- Что ж ты в цирке видела?
- Шапки да пальто,
Номерки, зонты и палки –
Всё, что было в раздевалке.
В. Берестов
- Осень.
Разговор ветра с листочком.
- Что ты трепещешь, листочек березовый?
- Осень настала, я весь пожелтел.
- Что же ты делать сейчас собираешься?
- Как бы с тобой улететь я хотел…
- Так полетели, чего же ты медлишь?
Я покажу тебе мир с высоты…
- Я любопытный, ты может не веришь?
- Верю, конечно, летим – я и ты!
С. Лосева
Капризуля осень
С мокрыми глазами
По дорожкам ходит
В жёлтенькой панаме.
-Что ты, Осень, бродишь
грустно по дорожкам
И украдкой смотришь
В жёлтые окошки?
- Солнышко так рано
От меня уходит,
Видно в гости к деткам
Вечером заходит.
В.Орлов
Осиновый лист
- Сколько бурь
Я перенёс!
Жёг меня не раз
Мороз,
Сколько гроз я
Испытал!..
-Что ж ты делал?
-Трепетал...
А. Фургал
Осень золотая.
"Осень, Осень золотая,
Где такой наряд добыла?"
Осень тихо прошуршала:
"Я всегда в таком ходила!"
"Осень, я ведь не шучу -
Тоже поносить хочу!"
"Свой наряд тебе не дам,
Пожелтеть попробуй сам."
"Что ты, ткани такой нет,
Проживи хоть сотни лет!"
«Ветер и березка»
Ведущий – Ветер по лесу гулял
И березку повстречал.
Ветер – Ах, березка как дела?
Березка – Улетела вся листва.
Ты с косичками играл –
Все косички растрепал.
Ветер - Нет, не я – мой старший брат
Разбросал весь твой наряд. (ветрище)
9. Лес. Грибы. Ягоды.
- Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали, да смотрели –
Все пенечки оглядели.
Народная потешка.
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Подберезовик нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- Где же он?
- Кто?
- Подберезовик.
- Какой?
- Мы с тобой шли?
- Шли…
Шел Егор через бор,
Видит: вырос мухомор.
- Хоть красив, а не беру, -
Вслух сказал Егор бору.
- Верно ты сказал, Егор!
Так ему ответил бор.
Мухомор и подберезовик
МУХОМОР:
- Здравствуй, братец мой, грибок, некрасивый ты, дружок.
Шапка темная твоя, не возьмет никто тебя.
То ли я, грибок цветной, поглядите-ка, какой!
В белой юбочке на ножке,
В красной шапочке в горошек.
Стройный, тоненький, красивый,
Не грибок, а просто диво!
ПОДБЕРЕЗОВИК:
- Правда, очень ты красив,
Но ужасно ядовит.
Хоть и очень ты гордишься,
В суп грибной не пригодишься.
Лисички.
- Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
- Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой…
А. Шибаев.
- Москва-столица нашей родины.(региональный компонент).
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
- Этикет.
Кто первый.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Драка.
- Кар-кра-кра!
- Все вглубь двора!
Драка началась с утра!
Два задиры-петуха
Перья рвут и мнут бока:
- А я лучше всех украшен!
- Я как радуга раскрашен!
Драка из-за красоты,
В клочья крылья и хвосты!..
И в хвостах остались - кра! -
Только пух и два пера!
***
Вежливый.
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле –
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
- Что с тобой?! –
Вскочила мать.
- Заболел, сыночек?...
- Я забыл тебе сказать:
Мама, доброй ночи!
***
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
***
- Эй, послушай, косолапый
Разве можно кушать лапой?
-Нет, нельзя, -вздохнул он грустно,
-Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножно,
А потом пойду за ложкой.
***
- Вы сегодня умывались?
- Умывались, причесались.
- Вы покушали с утра?
- Каша вкусная была.
- Вы спасибо говорили?
- Это точно не забыли!
***
Маленькая девочка,
Скажи где ты была?
Была у старой бабушки
На том конце села.
– Что ты пила у бабушки?
– Пила с вареньем чай.
– Что ты сказала бабушке?
– “Спасибо и прощай”
Жадина.
Самуил Маршак
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернёшь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.
- Посуда.
- Остатки еды стёр?
- Стёр!
- Крошки со скатерти смёл?
- Смёл!
- Скатерть со столика снял?
- Снял!
- Салфетки грязные смял?
- Смял!
- Кастрюлю на кухню отнёс?
- Отнёс!
- Солонку и миску унёс?
- Унёс!
- Самовар соседке занёс?
- Занёс!
- А где же стаканы, принёс?
- Поставил я их на поднос,
Стаканы, прости, не донёс!
- Домашние животные.
Козёл Мефодий
- Кто там ходит в огороде?
- Это я, козёл Мефодий.
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю
Каждый лист оберегаю.
- Почему капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Ты забыл о них, выходит?
- Ничего я не забыл,
Но на всех не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста - хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Самый вкусный лист капустный.
А. Крылов
- Почему ты чёрен, кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пёс в пыли валял.
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Народная песня
Стук-стук
- Стук-стук!
- Кто там?
- Мяу-мяу, мяу!
- Кошка ты?
- Мяу-мяу, мяу - Я!
- Кошка, хочешь молока?
- Стук-стук!
- Кто там?
- Ав-ав-ав! Это - Я!
- Я за косточкой пришла!
Котик и девочка Машенька
- Котик, котик, Пушок, милый дружок!
Как ты живёшь? Куда ты идёшь?
- Я живу у бабушки Даши и внучки Маши!
- Днём я сплю, а ночью мышек ловлю.
А сейчас на крыше был.
На крыше птичек ловил.
Птички прилетели и на крышу сели.
Но увидели меня - сразу улетели!
А вот Машенька идёт.
Машенька меня зовёт.
- Котик, Пушок, милый дружок!
Ты опять на крыше был?
Птичек ты опять ловил?
Дам тебе я молока,
Дам тебе я пирога,
Ты на крышу не ходи,
Больше птичек не лови!
***
- Кисонька-мурысонька, где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька, с кем прянички пекла?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
(народная игра)
Как живете? Что жуете?
- Кони, кони,
Как живёте?
Кони, кони,
Что жуёте?
- Хорошо пока живём
На лугах траву жуём.
- Куры, куры,
Как живёте?
Куры, куры,
Что жуёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём,
Мы клюем проворно
На тропинке зёрна.
- Козы, козы,
Как живёте?
Козы, козы,
Что клюёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём,
А дерём мы поутру
С молодых осин кору.
- Как вы, кролики,
Живёте?
Что вы, кролики,
Дерёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём,
А грызём мы ловко
Свежую морковку.
- Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
Пьём мы понемножку
Молоко из плошки.
- Птицы, птицы, как живёте?
И что вы из плошки пьёте?
- Хорошо пока живём,
Но из плошки мы не пьём,
А поём мы песни вам
По утрам и вечерам.
По мотивам одноименного стихотворения В. Степанова
Кузнец
- Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово!
Перевод С. Маршака
Разговор через окошко
- Собачка, собачка, ну как там дела?
- Уж ночка холодная нынче была!
- Собачка, собачка, что нового слышно?
- Да вот наконец — то и солнышко вышло.
- Собачка, собачка, ну как ты, согрелась?
- Согреться согрелась, да есть захотелось!
- Ты видишь кто идет?
- Утка серая идет.
- А кого она ведет?
- Утят маленьких ведет,
- А куда они идут?
- На лужок и на пруд.
***
Вышел бычок на лужок.
Козочку встретил бычок.
– Му, – говорит бычок, –
Я на лугу новичок.
Ты покажи мне скорей,
Где здесь трава повкусней.
– Ме, – раздаётся в ответ, –
Травки невкусной нет.
Травка всегда хороша,
Если жевать не спеша.
О чем разговаривали кошки?
Кошка спрашивала кошку:
- Есть ли когти у кота?
- Что за вздор ты говоришь?
Без когтей поймай-ка мышь!
Кошка спрашивала кошку:
-есть ли дети у кота?
- Ты стара да глуповата,
Мы с тобой его котята.
С. Я. Маршак.
Встреча.
- Хрю-хрю-хрю, - сказал спросонок
Добродушный поросенок.
- Мне сегодня дождик нужен,
Я хочу купаться в луже!
- Бе-бе-бе, - сказал спросонок
Тонкий, беленький козленок.
- Мне бы прыгать по дорожке,
Чтобы крепче стали ножки!
И-го-го, - сказал спросонок
Черногривый жеребенок.
- Мне бы ростом стать повыше.
Покатать бы ребятишек!
- Домашние птицы.
- Гуси, вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали?
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унес он гусенка,
Да самого лучшего.
Да самого большего.
- Гуси, вы, гуси,
Красные лапки!
Щиплите вы волка,
Спасайте гусенка.
Народная песенка.
***
- Курочка-рябушечка,
Куда идешь?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
За чем идешь?
- За водой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе вода?
- Цыплят поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи.
Народная песенка.
***
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя –петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
О. Бедарева «Куры»:
Сели куры на забор
И пустились в разговор:
– Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Мы взлетели высоко.
Касатки в небе вьются,
Над курами смеются:
– Эх вы, куры, ко-ко-ко,
Разве это высоко?
***
– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Ну летите!
– Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
- Ну, летите, как хотите -
Только крылья берегите.
- Животные холодных стран.
Упрямый олененок.
Что за странный олененок?
Он решил, что он осленок.
Повторял он целый день:
« Я осел, я не олень!»
И тогда сказала мама:
«До чего же ты упрямый!
Чуть с ума меня не свел.
Может, правда, ты осел!»
- Новый год.
Медведь
- Ты куда идёшь, медведь?
- В город, ёлку приглядеть.
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.
Г. Виеру
- Заповедники. Растения. Животные.
Лесной ручей.
- Чей ты, чей, лесной ручей?
- Ничей.
- Но откуда ж ты, ручей?
- Из ключей!
- Ну а чьи же те ключи?
- Ничьи!
- Чья березка у ручья?
- Ничья!..
Разговор старой Ивы с Дождем
Токмакова Ирина
- Восемь - у доpоги,
Девять - на лугу...
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две - под стаpой елью,
Возле стога - шесть...
-Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- Тоpоплюсь pомашки
Все пеpесчитать,
Десять - на опушке,
Под осиной - пять...
Hу как пpосчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдpуг на всех не хватит
У меня воды!
Разговор большой ели и мушки
Ирина Токмакова
– Ты кому, большая Ёлка,
В небе пасмурном киваешь?
И не ты ли втихомолку
Тучи с тучами сшиваешь?
– Что ты, глупенькая Мушка,
Я не шью и не тачаю.
Я тихонько на верхушке
Ветер маленький качаю.
Разговор Татарника и Спорыша
Ирина Токмакова
— Твой цветочек, братец Спорыш, -
Недомерок и заморыш.
То ли дело я цвету, -
Людям видно за версту!
— Я не спорю, брат Татарник,
Ты большой, почти кустарник,
Ты — богач,
А я — бедняк…
Я — целебный,
Ты — сорняк!
- Транспорт. ПДД.
Паровоз.
- Паровоз,
Паровоз,
Что в подарок
Нам привез?
- Я привез
Цветные книжки.
Пусть читают
Ребятишки!
Я привез
Карандаши,
Пусть рисуют
Малыши.
Е. Благинина.
Машина
- Ты чего стоишь, машина?
- Би-би-би, спустилась шина,
- Умоляю, выручайте,
поскорее накачайте.
- Зима. Приметы зимы.
Вьюга
- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где была ты ночью, ну-ка?
- Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха.
И мороз им - чепуха!
- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Что творила утром, ну-ка?
- Вдоль по улицам бродила,
Все заборы побелила.
- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где ты днём кружила, ну-ка?
- Шапки днём с людей срывала,
Снег за воротник бросала...
Чтоб вокруг красиво стало,
Небо я с землёй смешала!
- Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Вечерком где будешь, ну-ка?
- Что за вечер накружу,
Завтра утром расскажу!
***
Вьюга песенки поет,
Деткам спать не дает.
- Тише, вьюга, завывай,
Пете с Машей не мешай.
- Я не вою, я пою
Колыбельную свою.
- Зимующие птицы.
Воробей
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
- Я давно заметил крошки,
да боюсь сердитой кошки.
Ворона.
- Ты куда летишь, ворона?
- К середине небосклона!
- А зачем, нельзя узнать?
- Воронят веду гулять!
Сорока.
- Сорока, сорока, где была?
- Далеко.
- Что делала?
- Накормила сорочат, что без умолку кричат,
А потом по дворам поднимала та-ра-рам.
А. Прокофьев.
Загадка.
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук-тук?
А, нашел. Тут, тут. (дятел)
«Зимний разговор через форточку».
- Я – маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите!
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гнал.
- Пожалуйста, помогите!
- Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим тебя за работу!
- Я – дятел, пестрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
- Пожалуйста, помогите!
- Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда,
Благодарим тебя за работу!
Б. Брехт.
Воробьишка.
- Не замерзнешь, воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
- Не замерзну! Я привык!
Чик-чирик! Чик-чик-чирик!
М. Дружинина.
- Профессии.
Кузнец
- Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово!
Перевод С. Маршака
- Мебель.
Диван.
Диван купили мы -в цветочек -
И пару кресел - ему в тон.
"Как много новых когтеточек! -
Воскликнул кот - Я восхищен!"
- Военные профессии.
Маленький генерал
Я серьёзно заявил:
«Малышом быть – надоело,
Генералом быть хочу!
Я ведь взрослый, я же смелый!
Я собак уж не боюсь,
Их рычанье – не угроза.
Не страшны мне индюки,
Не пугают больше грозы.
Мне уже почти семь лет!
Я за жизнь наелся манки…»
Засмеялся мой отец:
«Научись крутить портянки!
Очень плох тот генерал,
Кто в солдатах не бывал!»
(Н. Самоний ■)
Мужской праздник
Я с утра спросила маму:
— Что за праздник к нам пришёл,
Почему все суетятся,
Праздничный готовят стол?
Папа в новенькой рубашке,
Дед надел все ордена,
Ты вчера возле духовки
Провозилась допоздна.
— В этот праздник поздравляют
Всех мужчин,со всей страны,
Ведь за то они в ответе,
Чтобы не было войны!
В. Руденко
- Продукты питания. (см. «Магазин»)
Лягушкины покупки
- Откуда идешь ты,
лягушка-квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила квапусту,
квасоль и квартошку.
В. Орлов
Кисонька-мурысонька.
Кисонька-мурысонька,
Где была?
-У бабушки.
- Что пила-ела?
- Сыр-маслице.
- Оставила ли мне?
- Оставила.
- Где масло?
- В криночке.
- Где криночка?
- На полочке.
- Где полочка?
- В избушке.
- Где избушка?
- На озере.
- Где озеро?
- Быки выпили.
- Где быки?
- На гору ушли.
***
- Филя, есть хочешь?
- Да нет, батюшка, я перекусил.
- А чем перекусил?
- Да съел кусок пирога,
Горшок сметаны и решето калачей.
Олег Григорьев.
Конфеты.
Я нёс домой
Кулёк конфет.
А тут навстречу мне
Сосед.
Снял берет:
- О! Привет!
Что несёшь?
- Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота
И не надо…
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту…
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та…
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.
Телефон
К. Чуковский
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А многоли прислать?
- Да, пудов, эдак, пять или шесть.
Больше ему не съесть – он у меня еще маленький!
***
- Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
- Весна. Праздник 8 марта.
Разговор с весной
Ну весна, как дела?
— У меня уборка.
Для чего тебе метла?
— Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи?
— Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи?
— Для уборки тоже.
Все помою, просушу,
Вас на праздник приглашу!
(О. Высотская)
Приставалка.
- Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего у няни
Волосы в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?
- Оттого,
Что у моего сыночка
Рот без замочка.
С. Черный.
Весна и Ручей
Я под снегом долго спал,
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
и с Весною повстречался:
– Хочешь, песенку свою
Я тебе, Весна, спою? –
А Весна: – Кап-кап! Кап-кап!
Ручеёк, ты не озяб?
– Нет, ни капельки, нисколько!
Я проснулся только-только!
Всё звенит, журчит во мне!
Я спою!.. Растает снег.
(В. Ланцетти)
***
- О чем воробушек пропел
Нам за окном вчера?
- Что наступает мамин день, вставать уже пора!
- О чем проказник-ручеек на улице журчит?
- Чтоб не забыли бабушке любимой позвонить!
- О чем поет усатый кот, мурлыча у дверей?
- Что мамин праздник настает,
Пора встречать гостей!
***
Генрих Сапгир
Синица-певица.
— Синица-певица,
Что видела в нашем лесу?
— Летала, видала
Весну на грачином носу.
— Синица-певица,
Откуда так пахнет весной?
— Лиловый подснежник
Проклюнулся в чаще лесной.
— Синица-певица,
А день-то сегодня каков?
— Высокое небо
И пёрышки в нём облаков.
— Синица-певица,
Так что же мы в почках сидим?
— Ещё не пора вам,
Листочкам, порхать, молодым.
— Синица-певица,
Когда же, когда же, когда?
— Спросите у Солнца.
— У этого тёплого? Да?
- Виды водоемов. Рыбы.
Днем и ночью рыбы спорят:
«Кто красивей в Черном море?»
- Я, - сказал колючий окунь,
Повернувшись к рыбам боком.
- Ты?! – в усы хихикнул хек, -
Будь я ты, молчал бы век!
- У меня на вас обида,
Право, как не замечать:
Всех красивей я – ставрида,
И пора об этом знать!
- Нет, красавицею юга
Я слыву всегда – севрюга!
- Извините, есть вопрос;
Кто такой имеет нос?
Только я с таким - меч-рыба,
Нужно все решать всерьез! –
И о каменную глыбу
Постучал метровый нос.
Спорят кот морской, ежи…
Кто красивей – подскажи!
В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел хитрец, Сорвался! Е. Череповецкий
Разговор лягушек
- Кума!
Ты к нам?
- К вам, к вам!
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
- А кого, кого, кума?
- Карпа, рака и сома.
- Как поймаешь, дашь ли нам?
- Как не дать? Конечно, дам!
С. Маршак
Ветер и море.
- Ветер, ты с морем не ладишь!
Что ты его не погладишь?
- Море со мною не ладит:
Злится, когда его гладят.
В. Орлов.
Рыбак и червяк.
- Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?
- Я пришел сюда на ранней на заре.
- Где же рыба? – я спросил у рыбака.
- Не ловил – учил я плавать червяка.
- Игрушки.
Билет на дачу.
У окна сидел кассир,
Я кассира попросил:
- Дайте мне билет на дачу
И, пожалуйста, на сдачу,
Разрешите провезти
Двух верблюдов с верблюжонком,
Двух медведей с медвежонком
И слоненка лет пяти.
Будут жить со мной в избушке,
Спать со мной на раскладушке,
Умываться из кадушки,
Поправляться и расти
Два верблюда с верблюжонком,
Два медведя с медвежонком
И слоненок лет пяти.
Эти милые зверушки,
Хоть внутри - сплошные стружки,
Будут жалобно вздыхать,
Будут плакать втихомолку,
Если брошу их на полку
И уеду отдыхать.
Тут кассир нажал на кнопку,
Проколол билетов стопку
И сказал на весь вокзал:
- Поезд семь, вагон четыре!
Грустно жить в пустой квартире
Даже маленькой зверушке,
Из которой лезут стружки.
- Поезд семь, вагон четыре!
Разрешаю провезти
Двух верблюдов с верблюжонком,
Двух медведей с медвежонком
И слоненка лет пяти.
Ванька-Встанька.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Среди игрушек- паника!
Все куколки в слезах –
Свалился Ванька-Встанька!
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой, -
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой:
- Поверьте, я живой!
Я не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой –
На то мы Ваньки – Встаньки!
Б. Заходер.
Мячик.
- Мячик, мячик, ты куда?
- Далеко за облака!
А потом на землю – скок,
Лови мячик, мой дружок.
- Наш быт. Дом.
Разгром.
Мама приходит с работы, мама снимает боты,
Мама проходит в дом, мама глядит кругом,
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может не наш этаж?
- Наш.
- Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада, оказалось, я напрасно волновалась.
- Перелетные птицы.
Ласточка.
- Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
Аист-птица.
- Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
- Мне? Болотные лягушки!
- А еще?
- Еще? Лягушки!
Ворона.
- Ты куда летишь, ворона?
- К середине небосклона!
- А зачем, нельзя узнать?
- Воронят веду гулять.
Переполох.
Слушай…
- КРАжа!
- КРАжа!
- КРАжа!
- ГРАбят, братцы.
Где же стража?
- Что уКРАли?
- Два пеРА.
-БезобРАзие!
-С утРА?
- Вы уКРАли?
- Мы не бРАли.
- БРАли, БРАли!
КРАли, КРАли!
Это я грачиный крик
Перевел на наш язык.
А. Шибаев.
- Мы читаем.
Тёлка
- Читаешь?
- Читаю.
Не шибко пока...
- А ну-ка прочти это слово.
- Сейчас прочитаю... Ты-Ё-Лы-Ка...
- А что получилось?
КОРОВА!
- Цирк.
Цирк.
- Это что? Это что?
- Это – цирк ШАПИТО!
- Интересно! Интересно!
Все хотят сюда попасть!
Шумно, весело и тесно:
Негде яблоку упасть!
Мне и папе говорят:
- Проходите в третий ряд!
Гражданин, спешите сесть!
Ваше кресло – номер шесть!
Ваше кресло – номер пять!
- Мы спешим места занять.
- Космос.
Спутник.
Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Автор: Ю. Яковлев
Комета
Автор: Римма Алдонина
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Что такое солнце
- Солнце — монетка, — скупой проворчал
- Нет, сковородка! — обжора вскричал.
- Нет, каравай, -— хлебопек произнес.
- Компас, — сказал убежденно матрос.
- Солнце — звезда, — астроном объявил.
- Доброе сердце, — мечтатель решил.
Автор: А. Еськова
- Солнце, солнце,
Ты откуда?
- Я из тучки золотой!
- Дождик, дождик,
Ты откуда?
- Я из тучи грозовой!
- Ветер, ветер,
Ты откуда?
- Я из дальней стороны.
Т. Второва
В небе таяла луна,
Стала сбоку уже.
В лужу смотрится она:
- Похудела, ужас!
- Похудела? Не беда!
Не горюй, подружка!
Это ведь не навсегда -
Бросил ветер в ушко.
Убывающей луне
Сразу полегчало:
Значит, буду я полней! -
И грустить не стала.
- Витамины. Человек. Врач.
Эмма Мошковская «Уши».
Доктор, доктор,
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор:
– Еже..!
Отвечает доктор гневно:
– Еже… Еже… ежедневно!!
Шутка.
Мальчик к доктору идет.
- У меня болит живот.
- Что ты ел?
- Я персик ел.
Он зеленый, недозрел.
Доктор капли дал для глаз:
- В день пускай по десять раз.
Может лучше разберешь,
Что ты в рот себе кладешь.
В. Волина.
- Труд. Весенние посадки. Цветы.
Садовник
Мы вчера в саду гуляли,
Мы смородину сажали.
Яблони белили мы
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Завели мы разговор:
- Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Яма.
- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждешь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну, я пошел домой.
О. Григорьев.
- Насекомые.
Пчела
- Где была?
- Тут и там.
- Где летала?
- По цветам.
- Что домой ты принесла?
- Мёд, - ответила пчела.
Г. Сатир
Жук.
- Жук, жук! Где твой дом?
Жук, жук! Где твой дом?
- Мой дом под кустом,
Мой дом под кустом.
Ехали татары - мой дом растоптали.
***
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар.
- А тебе не надоело? Не наскучило искать?
- Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать!
Мальчик и мотылек.
- Мотылёк, мотылёк,
Сядь поближе на цветок.
- Я не сяду на цветок,
У тебя в руке сачок.
- Мотылёк, мотылёк,
Я тебя ловить не стану.
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылёк.
- Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять ...
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, мой дружок.
Й. Змай
***
- Эй, жук!
Наш друг!
Расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь?
Ты себе построил дом?
- А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом…
М. Вехова.
Комарики.
-Комары! Комары!
Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня!
Отвечали комары:
- Мы и так к тебе добры,
Ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя!
С. Михалков.
Разговор с пчелой.
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
- Как ты могла?
Пчела в ответ:
- А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжжен:
Я берегла его на ужин.
М. Бородицкая.
- Семья.
Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!
- Дедушка, найди мне беленький грибок!
- Ты хотел мне нынче сказку рассказать!
- Посулился белку для меня поймать!
- Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток.
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
- День Победы.
День Победы
Что такое День Победы?
- Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
- Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
- Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны...
Что такое День Победы?
- Это значит — нет войны.
А. А. Усачев
Черемуха.
- Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
- А вы, березы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
- Профессии. Магазин.
«Веселый магазин»
Открываем магазин,
Продаем продукты.
Покупает крокодил
Овощи и фрукты.
- Сколько стоит кабачок?
- Кабачок? Пятачок!
- Дайте два кабачка.
- Дайте два пятачка.
В магазин пришли с работы
Покупатели еноты
Покупать у продавца
Два соленых огурца.
Говорит продавец:
- Две копейки огурец!
- Дайте нам по огурцу!
- Заплатите продавцу.
Чистоговорка.
- Расскажи мне про покупку.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои
- Бытовая техника.
- Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?
- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу!
А. Масленникова.
- Школа.
Приятная весть.
Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать
Приятную весть?
- Так что же случилось
Без четверти шесть?
- Какая такая
Приятная весть?
- А то, что я сам,
Понимаете? Сам
Умею часы
Узнавать по часам.
В. Берестов.
Печалиться не надо
- Что грустишь, Галина – Галя?
- В первый класс пошел мой брат, а меня туда не взяли: Маловата, говорят!
- Это верно, маловата! Но печалиться не надо.
Подойдет и твой черед
Незаметно… Через год!
- Лето.
Владимир Орлов
Лето
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Зонтики.
- Как сделать триста зонтиков?
Спросил у мамы мальчик.
Она ему ответила:
- Подуй на одуванчик.
Р. Сеф.
- Спорт.
Футбол.
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, ФУТБОЛ!
Г. Сапгир.
42. Дружба.
- Доченька, скажи мне как твои дела?
- Я сегодня чудно день свой провела.
-Чем ты занималась, что узнала ты?
- Как растут березки, травы и цветы.
- С кем играла в куклы, кто твой лучший друг?
-У меня , мамуля множество подруг,
Но всех ближе Юля, с ней играю я
И свои секреты с ней делю всегда.
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей с ТНР посредством стихотворного диалога
Выполнила: учитель-логопед
Киселева Л.Б.
Содержание
- Введение.
- Роль диалога в развитии речи дошкольников.
- Роль стихотворных произведений в развитии речи дошкольников.
- Зачем же ребенку запоминать стихи наизусть?
- Диалог в стихах.
- Особенности работы со стихотворным диалогом.
- Особенности работы со стихотворными диалогами в логопедической группе.
- Вывод.
Введение.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка.
Диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения с взрослыми и сверстниками, целью которого является поддержание социальных контактов, обмен информацией.
Диалогическая форма общения наиболее естественна и привычная — не дана человеку от рождения. Ее осваивают так же, как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером — носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты пришли к выводу, что диалогу нужно учить (В.И.Яшина, А.А.Павлова, Н.М.Юрьева и др.).
Среди многообразия форм и методов формирования диалогической речи (беседы, игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т.д.) мы выделяем в отдельную группу использование стихов-диалогов.
Почему именно эта форма ? Само понятие «стихотворный диалог» предполагает наличие сразу двух литературных жанров: 1) диалог - форма речи, состоящая из обмена репликами; 2)стихотворение - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме.
Роль диалога в развитии речи дошкольников.
Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.
Диалог является школой развития и активизации речи, поскольку через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, в нем представлены все разновидности предложений. В диалоге формируется необходимый словарь, фонетика, формирование грамматического строя речи, развитие связности речи, формированием элементарного осознания явлений языка . Успешное овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний. Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на формирование познавательной сферы дошкольника. Через диалог с окружающими людьми, особенно с взрослыми, дошкольник черпает немало полезной для него информации.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.
Роль стихотворных произведений в развитии речи дошкольников.
Невозможно переоценить роль художественной литературы в речевом развитии ребенка. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Нужда ребенка в стихах, начиная примерно с трех лет и до конца дошкольного периода, имеет под собой и вполне прагматичное основание:
стихи развивают детское ухо, или, говоря наукообразно, фонематический слух. На развитие фонематического слуха работают рифмы, звукопись, ритм, который облегчает восприятие стихотворного текста. Развитый фонематический слух – это основа чтения и грамотного письма. Поэтому когда детям читают стихи и играют с ними в разного рода стихотворные игры, это закладывает хорошую основу для освоения грамоты. И детям, как правило, стихотворные игры нравятся. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Заучивание стихов - это прекрасная тренировка для мозга. Если, во время занятий с логическими игрушками, усиленно работает левое полушарие мозга, то в случае заучивания стихов активно действует не одно только правое полушарие, но и весь мозг. Ученые давно доказали, что ребенок знающий много стихов в раннем детстве и в дальнейшей жизни демонстрирует лучшие чем сверстники показатели интеллектуального развития. Так что заучивание стихов - это своеобразная гимнастика для детского мозга. Разумеется выбирать для заучивания с малышом нужно подходящие его возрасту стихи, о жизни игрушек - для совсем маленьких, о животных и природе - для детей постарше.
Диалог в стихах.
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи – часы, скажи – ложка». «Скажи, скажи, скажи…» - без устали обращаются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающим людьми. Известно, что подражание – непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом.
Рифмованные диалоги, на наш взгляд, прекрасно справляются с этой задачей. Стихотворная форма диалога вызывает у ребенка желание ответить на вопрос, подобрать нужное по смыслу и схожее по звучанию слово. Даже самые неактивные дети, по нашим наблюдениям, легко вовлекаются в это интересное для них занятие.
Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.
Дети с 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Мой опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками, говорит о том, что наилучшие образцы диалогического взаимодействия дают детям литературные произведения
Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.
Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
1. Стихи-диалоги содержат шаблоны для обращения к собеседнику;
2. Формируют умение выстроить коммуникативное взаимодействие с собеседником, развивают активную диалогическую позицию;
3. Поощряют к установлению коммуникативного контакта с собеседником;
4. Развивают волевое умение выслушать собеседника;
5. Позволяют установить эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми;
6. Развивают умение формулировать вопрос;
7. Расширяют словарный запас детей оригинальными вариантами глагольных форм и наречий;
8. Знакомят с правильным употреблением в речи местоимений, союзов и предлогов;
9. Развивают произвольную память и внимание;
10. Являются хорошим материалом для инсценировок и театральных постановок.
Особенности работы со стихотворным диалогом.
Для каждой возрастной группы знакомство с диалогами будет происходить по-разному. Педагоги, работающие с детьми средних групп должны быть очень внимательны при выборе произведений. Необходимо учитывать некоторые особенности стихотворных диалогов:
1) простота и четкость ритма;
2) краткость самого стишка и отдельных строк;
3) простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Форма диалога на этом этапе самая простая: вопрос – ответ.
Так как мышление ребенка в этом возрасте еще отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание.
Предлагая детям очередной диалог, педагог должен подобрать различные игрушки, атрибуты, для того чтобы преподнести текст произведения в виде инсценировки. Это повысит интерес ребенка, поможет заострить его внимание на словах и запомнить их. В дальнейшем ребенок сам начнет договаривать слова или целые ответы.
В старшем возрасте работа усложняется. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам диалоги. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора, что дети делают достаточно легко. На этом этапе детям предлагаются диалоги, которые помимо двух действующих лиц, включаю в себя слова автора, рассказчика. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым. Затем приступаем к разучиванию диалога.
Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.
Особенности работы со стихотворными диалогами в логопедической группе.
С детьми, имеющими ТНР, работу по разучиванию диалогов нужно проводить в два этапа. Первый этап – знакомство с диалогом на логопедическом занятии. Для решения поставленных задач использовались следующие методические приёмы:
- Вводная беседа-подготовка детей к восприятию произведения.
- Выразительное чтение диалога логопедом.
- Беседа по содержанию диалога. Выясняю, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки.
- Определение участников диалога.
- Словарная работа по этому произведению(объяснение непонятных детям слов, оборотов);
- Изготовление мнемотаблицы для сложных по содержанию диалогов.
- Распределение ролей между детьми, первые пробы инсценировки.
- Работа над просодикой(ритм, темп, тембр, модулированность голоса и интонационная выразительность);
На втором этапе начинается инсценировка диалога, которая проводится в группе под руководством воспитателя. Подбираются костюмы, атрибуты, добавляются новые движения и тогда стихотворный диалог перерастает в театрализованное действие.
Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и развитием связной речи.
Вывод.
На основании сказанного можно заключить, что диалоги в стихах имеют большое значение для развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Используя в работе с дошкольниками стихи- диалоги мы решаем следующие задачи:
1.Способствуем формированию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
2.Формируем у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками.
3. Создаем условия для формирования всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....
Образовательный проект Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством создания мини - музея в МБДОУ «Маленькие открытия в моей большой семье»
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к семье, родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своей семьи, ее традициях, об истории города, начнут...
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"
1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр, на...
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр».
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр»....
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 4-5лет посредством сюжетно-ролевых игр.
Социальное развитие позволяет детям строить гармоничные, позитивные отношения с другими людьми. По мере социального развития дети учатся общаться и управлять своими эмоциями, учитывать другие точки зр...