Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Научить детей пересказывать прозаические произведения
Задачи:
Познавательные:
-Расширить знания детей о диких животных (ежах), об их месте обитания
Нравственные:
-Воспитывать заботливое отношение к животным
Эстетические:
-Воспитывать внимание и интерес к слову в литературном произведении
Речевые:
-Формировать навыки пересказа с наглядной опорой в виде графических схем
-Формировать навыки планирования связного развернутого высказывания
Методические приемы:
Словесные: чтение, беседа
Наглядные: рассматривание графических схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_pereskazu.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по пересказыванию рассказа Г.Скребицкого «Пушок»
для детей старшей группы
Цель: Научить детей пересказывать прозаические произведения. («Пушок» и его автором Г. А. Скребицким)
Задачи:
Познавательные:
-Расширить знания детей о диких животных (ежах), об их месте обитания
Нравственные:
-Воспитывать заботливое отношение к животным
Эстетические:
-Воспитывать внимание и интерес к слову в литературном произведении
Речевые:
-Формировать навыки пересказа с наглядной опорой в виде графических схем
-Формировать навыки планирования связного развернутого высказывания
Методические приемы:
Словесные: чтение, беседа
Наглядные: рассматривание графических схем.
Материал:
Иллюстрации к рассказу, набор схем для графического плана, картинки диких животных: ежа, медведя, лисы, волка, зайца и их жилища, дидактическая игра «Кто, где живет?».
Предварительная работа:
Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание рассказа. Если возникнет необходимость, обратить на него внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком этот рассказ.
-Изучение темы «Дикие животные»
Ход НОД:
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в лес и поговорим о лесных жителях!
(2)- Скажите какие животные живут в лесу? (ежи, медведи, лисы, волки, белки)
- Правильно, ребята, а теперь мы с вами отправляемся в лесное царство .
(3)- А вот и первое животное , которое спряталось от нас. Кто же это может быть? Попробуйте отгадать
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
-А как вы догадались?
(4)- Правильно, белочка. (Показывает картинку белочки)
-Посмотрите, какая она красивая. Какая у нее шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
(5)-А когда приходит зима, белка меняет свою шубку. А зимой какого цвета у белки шубка? (Серая)
- Как вы думаете, почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)
- Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
- Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
(6)-А чем же питается белка зимой? Какие запасы делает на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
-А кто мне подскажет, как называется белки дом? (Дупло-там она хранит запасы на зиму)
-А мы отправляемся дальше!
(7)- Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
- А как он называется? (Берлога)
- А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
(8)- Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. (9) А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
- Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
(10)- Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
(11) - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу, но у него есть логово)
- Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
- Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(12)-Кто же тут у нас?(заяц)
-Какого цвета у зайца шубка? (Белая)
- А зачем зайцу зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
- Правильно, на белом снегу его очень трудно заметить. А еще заяц умеет запутывать следы. (13)А чем же зайцы питаются зимой? (Корой деревьев, морковкой)
-Они находят опавшие ветки и обгладывают с них кору.
- Как вы думаете, заяц впадает в спячку? (нет)
-А где живет заяц, у него есть свой домик? (да) Называется нора.
- Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
(14)-(Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса.
-Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)
(15)-А где живет лиса? (в норе)
-Она впадает в спячку? (нет)
(16)-А кто спрятался здесь? (еж) (иллюстрация ежа)
-Какой ежик? (колючий, маленький)
-Дети, а зачем ежу колючки? (чтобы переносить еду на иголках, для защиты от врагов)
-А чем питаются, ежики, как вы думаете? (ягодой,желудями,яблоки, грибы)
(17)-Как ежи зимуют? (впадают в спячку)
-Как называется домик ежа? (нора, гнездо)
- Все верно, молодцы, ребята, а животных в лесу очень много. А теперь давайте проверим как вы запомнили всё и были ли внимательны! Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто где живет?» (Изображения на слайде)
- Молодцы! Давайте еще раз вспомним и повторим, кто у нас впадает в спячку, а кто не впадает!
Подготовка к восприятию текста
-А теперь мы отправимся в сказочную страну одного писателя Георгия Алексеевича Скребицкого! Вспомнили? На прошлом занятии о нем говорили? Он много рассказывал о животных и природе. Написал много рассказов для детей. В книгах писатель открывает что- то важное, близкое каждому человеку.
-Прежде чем отправиться нам в сказочную страну, автор подготовил для вас новые слова, посмотрите все на доску.
Ручной- приучили к рукам и пользуются с помощью рук
Сарай-помещение, в котором не живут, а хранят какие-то вещи
Рогатина-это копье, оружие, которое использовали для охоты.
И сегодня мы познакомимся с рассказом этого автора, который называется «Пушок». А почему он так называется, мы узнаем, когда я вам прочитаю этот рассказ!(Чтение воспитателем рассказа «Пушок»).
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
"Пушок". Георгий Скребицкий
Рассказы о животных
В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я Перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.
Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли. Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.
Организация полноценного восприятия произведения
Углубление восприятия произведения детей к пересказу
Беседа после прочтения:
- О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)
- Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)
- Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)
- Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)
- Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)
- Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)
- Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.)
- Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)
- Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)
- Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)
- В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)
- Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)
- Расскажите, как произошла эта встреча.
- Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)
- Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)
Организация повторного восприятия текста с установкой на запоминание
- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. (В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.)
(1)В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. (2)Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.
(3)Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. (4)А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер.(5) Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.
(6)Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка.(7) Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Обучение детей воспроизведению литературного образца
- С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше?
В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.
- Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали? (Рассказ Г. Скребицкого называется «Пушок».)
- Мне понравились ваши рассказы. Ежик торже рад вашим ответам и оставил для вас подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"
В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитател...
Конспект занятия по составлению рассказа по картине "Ледоход на реке" в подготовительной группе
Составление рассказа по картине очень сложный вид работы. В нашем саду подготовка к сотавлению рассказа по картине проводиться целый месяц. Сначала картину рассматривает тифлопедагог ( у нас сад компе...
Конспект занятия по составлению рассказов по картине «Купание медвежат» в старшей группе.
Цель: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием...
Конспект занятия по составлению рассказа по картинке "Купание медвежат" в подготовительной группе.
Цель данного занятия: продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; формировать умение составлять рассказ п...
Конспект занятия по пересказыванию сказки «Колобок» с использованием метода моделирования в раннем возрасте
Конспект занятия по пересказыванию сказки «Колобок» с использованием метода моделирования в раннем возрасте.Задачи:•Знакомить с характерными признаками персонажей• Способствовать...
Конспект занятия по пересказыванию сказки «Репка» с использованием метода моделирования в раннем возрасте
Конспект занятия по пересказыванию сказки «Репка» с использованием метода моделирования в раннем возрастеНаталья ФедоринаКонспект занятия по пересказыванию сказки «Репка» с исп...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Цель: Развивать связанную, образную, выразительную речь;Активизирование, уточнение, обогащение словаря;Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и в...