Планирование работы по звуковой культуре речи
консультация по развитию речи по теме

Материал  подобран для консультации воспитателям младших, средних, старших групп. За основу взяты рекомендации В.В.Гербовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zkr_-_kopiya.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

                       Планирование работы по ЗКР.

  • ООД по ЗКР – 1 раз в месяц: содержание полностью по звуковой культуре речи.
  • На всех занятиях по развитию речи отражать работу по ЗКР.
  • Ежедневно планировать игры по ЗКР вне занятий со всеми детьми и подгруппами.
  • Ежедневно отражать в плане индивидуальную работу с детьми в разные отрезки времени.
  • Планировать артикуляционные упражнения.

                                 

Методические пособия по ЗКР:

  1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».
  2. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

   Звуковая культура речи во второй группе раннего возраста.

Задачи по программе:

  • Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих  и  сонорных),  в  правильном  воспроизведении  звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
  • Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Рекомендации из пособия Гербовой В.В.

В данной возрастной группе реализация программных задач осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений, являющихся частью очень многих занятий, планы которых содержит  пособие Гербовой В.В.

У детей целенаправленно развивают слуховое восприятие.

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в).

Несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их - это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков. Так, уточняя и закрепляя правильное произношение звука и, воспитатель подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и в дальнейшем к правильному произношению звуков с, з. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука г, педагог создает предпосылки для успешного усвоения звука ц , близкого по артикуляции к звукам т, с . При произнесении звуков у, о губы округляются и вытягиваются вперед, как и при произнесении шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

       На третьем году жизни многие дети имеют общую смягченность речи, часто недоговаривают окончания, сокращают или искажают длинные слова (опускают звуки, слоги), не всегда могут правильно повторить вслед за воспитателем сложные слова

Голосовой аппарат у детей этого возраста, как правило, еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо или не умеют говорить шепотом. Поэтому в настоящем пособии в качестве подготовительных упражнений для развития голосового аппарата даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Подобные задания подготавливают детей к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).

         Проводя игры и упражнения, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно), а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.

        Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз.

Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у ), на слитное произнесение двух гласных звуков в звукоподражаниях ( ау, уа, ио, иа и др.).

Умение правильно пользоваться интонационными средствами

 выразительности речи отрабатывается при проговаривании

 детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок. 

Звуковая культура речи в младшей группе

 Задачи по программе:

  • Продолжать  учить  детей  внятно  произносить  в  словах  гласные  «А, У, И, О, Э»  и  некоторые  согласные  звуки:  «П-Б-Т-Д-К-Г»,   «Ф-В»,  «Т-С-З-Ц» .
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой  слух  и  речевое  дыхание,  уточнять  и  закреплять  артикуляцию звуков.
  • Вырабатывать  правильный  темп  речи,  интонационную  выразительность.
  • Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Рекомендации из пособия Гербовой В.В.

Планирование по звукам:

Август-сентябрь:   А-у, У,

Октябрь-ноябрь:  О, И, К-Т,

Декабрь, январь, февраль:  Э, М-Мь, П-Пь, Б-бь,

Март, апрель, май:  Ф, С, З, Ц

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру.

I. Упражнение, способствующее подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и. т. д.) и в некоторой степени обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

II. Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его). Если это возможно, педагог связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф-ф-ф – песенка ежа; ц-ц-ц - песенка белочки; пи-пи-пи - пищит мышка; бип-бип - сигналит машина…

III. Многократное проговаривание звука (звукоподражания) детьми. Для этого педагог предлагает 3–4 звукоподражания (фу, фью, уфф; бам, бим-бом, баю-баю-баю). Звукоподражания воспитатель, как правило, включает в свой рассказ (или инсценировку), сопровождаемый показом наглядных материалов. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; воспроизведение заданного темпа речи, силы и высоты голоса; отработку свободного, плавного, длительного (2–3 секунды) выдоха.

IV. Закрепление звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются: рассказ воспитателя; инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

Итак, отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука, а затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенного положения языка, губ, способствующего правильной артикуляции звука.

Методические приёмы: 

• Игры-инсценировки. 

• Использование стихотворных строк. 

• Чтение небольших новых программных произведений.

• Повторение детьми слов из рассказа педагога.

• Повторение чистоговорок. 

Звуковая культура речи в средней группе

Задачи по программе:

  • Закреплять  правильное  произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих  и  сонорных  (р,л)  звуков.  
  • Развивать  артикуляционный  аппарат.
  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Рекомендации из пособия Гербовой В.В.

       Сентябрь, октябрь, ноябрь:  С,  З-Зь,  Ц,

       Декабрь, январь, февраль :   С,  Ш,  Ж,  Ч

       Март, апрель, май:    Щ-Ч,  Л,  Р

Научить детей правильно поизносить звуки поможет следующая структура занятий:

• рассказ о звуке, включенный в «Сказку Веселого язычка». Воспитатель побуждает к произношению звука по подражанию: звук «З» – песня комара, звук «Ж» – жука и т.п.

• объяснение артикуляции звука;

• многократное произнесение изолированного звука. В процессе этой работы отрабатывается речевое дыхание.

• проговаривание слогов, дети упражняются в произношении мягких и твердых звуков (за-зя, са-ся);

• произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (чистоговорки, стихотворные строки, загадоки; подвижные и дидактические игры, игры-инсценировки).

Также не забываем планировать отработку силы и высоты голоса, интонационной выразительности речи. С этой целью детям предлагают проговаривать один и тот же звук по-разному, спев длинную, длинную и громкую, длинную и тихую песни и т.п.

 Эти навыки необходимо закреплять в играх и беседах с детьми.

Звуковая культура речи в старшей группе

Задачи по программе:

  • Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по  артикуляции  и  звучанию  согласные  звуки: С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч - Ц, С-Ш, Ж - З, Л-Р.
  • Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове

(начало, середина, конец).

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Рекомендации из пособия Гербовой В.В.

             Сент.- окт.-ноябрь:  С- З,  С-Ц,  Ш-Ж

             Дек, янв, фев:   С- Ш,   З-Ж,  Ч-Щ

            Март, апр, май:   Щ-Ч,   Л- Р,  Ж-Ц

На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

• Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, ж и з, а дети показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: ж – движение кистями обеих рук ("летит жучок"), з – отмахивающее движение кистью руки ("отпугивание комара") и т.п. Сначала педагог выясняет, как дети поняли задание, после чего работает со всей группой. Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений.

• Воспитатель произносит 9 – 11 слов со сходными звуками, например, ж – з, а дети, как и в предыдущем задании, показывают соответствующие движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль, зонт, жмуриться, зеленый, желтый, завтра, издалека, жилет, жужжит и др.).

• Воспитатель 2 – 3 раза читает рифмовку целиком или нужный для работы отрывок. Педагог предлагает назвать слова с определённым звуком из этого стихотворения. Детям легче выполнять это задание, если используются опорные предметы.

• Вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий и т.д.).

• Подобрать близкие по звучанию (рифмующиеся) слова: ромашка – букашка – замарашка – неваляшка; волчок – бычок – сучок – сверчок – старичок – каблучок – казачок; птичка – певичка – невеличка – голубичка – земляничка – ежевичка – крупеничка .

• Игра "Доскажи словечко". (Речевой материал для этого упражнения можно взять из самых разных развивающих книг для детей дошкольного возраста, детских журналов.

• Дети (с опорой на картинки) составляют "цепочку слов".

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у, звукоподражания ау , слова эхо .

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

Воспитателю рекомендуется использовать орфографический словарь. Показать его детям, рассказать о нём, предоставить возможность исследовать словарь. Можно поиграть с детьми, например, "Кто назовет больше слов, начинающихся на букву (А)".  Обращаться к словарям можно в любое удобное время. Упражнения, основанные на зачитывании детям слов из словаря и их толковании, на первый взгляд носят формальный характер. Однако они нравятся старшим дошкольникам, а их результативность поразительна: обогащается словарь детей, появляется устойчивый интерес к значению слов; они иначе начинают слушать и слышать рассказ воспитателя, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. В результате у детей появляются вопросы типа: "Как вы его назвали?", "Что вы сейчас сказали?", "Вы произнесли новое

        Звуковая культура речи в подготовительной группе.

Задачи по программе:

  • Совершенствовать  умение  различать  на слух и в произношении все звуки родного языка.
  • Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Рекомендации из пособия Гербовой В.В.

       Сентябрь, октябрь, ноябрь:   С- З,   С-Ц,   Ш-Ж

       Декабрь, январь, февраль:     С- Ш,  З-Ж,   Ч-Щ

       Март, апрель, май:                 Щ-Ч,  Л- Р,  Ж-Ц

Игры и упражнения на совершенствование  слухового внимания и фонематического восприятия:

  • Продолжать работу на определение наличия звука в слове – хлопнуть в ладоши на заданный звук, сосчитать слова в тексте с определённым звуком,
  • продолжать работу на определение места звука в слове: в начале, середине, в конце,
  • называть слова на определённый слог, затем за воспитателем проговорить ещё 10-12 слов с этим слогом,
  • подбор рифмы к стихотворным строчкам,
  • делать звуковой анализ слова (СОК – СС, ОО,КК)

Формирование нового сложного умения – определять звук, который меняет значение слова  (МАК-РАК).

Использование скороговорок с целью закрепления правильного звукопроизношения, выработки отчётливой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по звуковой культуре речи

Консультация для воспитателей...

Место мелкой моторики в работе по звуковой культуре речи с детьми младшего дошкольного возраста

Место  мелкой моторики в работе по звуковой  культуре речи с детьмимладшего дошкольного возраста...

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

ОПЫТ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы "Звуковая культура речи в различных видах деятельности"....

статья на тему Организация работы по звуковой культуре речи у дошкольников

Материал посвящен вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Дано описание работы- методов обучения по разным возрастам- младшей, средней и старшей группах  по организации звуковой кул...

Методическая разработка. Развитие речи: "Планирование работы по звуковой культуре речи ".

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т.д.). В тоже время работа по звуковой культур...

Перспективное планирование занятий по звуковой культуре речи в младше-средней группе на 2024-2025 учебный год

В перспективном планировании представлена последовательность прохождения звуков раннего онтогенеза, порядок уточнения позиции звуков в слове, работа по формированию фонематического слуха, просодическо...