Консультация для педагогов «Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, - развитие эмоционального интеллекта дошкольника. Основной компонент – эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует: - обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций; - определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.
Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов: - каждую эмоцию человек обозначает словами; - эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией); - эмоция возникает в конкретной ситуации. Таким образом, педагог работает в трех направлениях.
Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации. Так во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще подходящий один оттенок эмоции.
Плачет, ей грустно
Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимает эмоции другого человека: - по мимике (выражению лица, движениям мышц лица); - пантомимике (движениям частей тела); - жестам (движениям рук); - интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).
Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.
Посмотрите на картинку, что случилось, почему звери испугались ?
Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне. Посмотрите, как я округлила глазки, я показываю, как испугалась…. А вы покажите мне как испугались…
Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.
В педагогической практике существует три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций: - знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей; - формировать осознание собственного опыта; - знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.
В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему. Какой зайка, почему он промок, кто его бросил?
Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения. Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дети любого возраста любят играть, перевоплощаясь в кого-либо или во что-то. Задача воспитателя – заняв партнерскую позицию, увлечь ребенка, продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по-сво...
Развиваем понимание эмоций у младших дошкольников
РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВЭмоции и чувства имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Постепенно ребенок учится понимать свои чувства и переживания других люд...
Презинтация "РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Консультация для педагогов: «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников»
Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, активности, эмоциональности, отзывчивости)....
Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников
Данный материал содержит информацию о том как развивать понимание эмоций у младших дошкольников...