Презинтация "РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
презентация к уроку (средняя группа) по теме

Бельцова Юлия Руслановна

РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                           

Бельцова Юлия Руслановна,

                                                                                               воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Колосок»

        Слайд 2

Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, - развитие эмоционального интеллекта дошкольника.

Слайд 3

Основной компонент эмоционального интеллекта - понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент - управление эмоциями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности первого компонента.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:

■ обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;

■ определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.

Слайд 4

Организую работу в трех направлениях.

Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:

  • каждую эмоцию человек обозначает словами;
  • эмоция выражается экспрессивными средствами мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);
  • эмоция возникает в конкретной ситуации.

Слайд 5

Таким образом, педагог работает в трех направлениях.

Слайд 6

Первое направление - обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации.

Так, во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребёнка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, называет еще один подходящий оттенок эмоции.

Например: «Заяц обрадовался и, наверное, даже развеселился», «Бабушка опечалилась, ей стало грустно».

Другой способ: педагог побуждает детей вспомнить события, которые вызвали эмоциональные переживания (праздник, мультфильм, поездку на экскурсию и т. д.). Спрашивает, что они чувствовали. Затем сам рассказывает о своих переживаниях.

Слайд 7

Второе направление - познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека:

  • по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);
  • пантомимике (движениям частей тела);
  • жестам (движениям рук);
  • интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).

Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так, во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.

Например: «Лисенок радуется! Смотри, как он улыбается, как взмахнул лапками, какие веселые у него глаза!»

Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне.

Например: «Я помню, какой печальной была бабушка. Она сидела, пригорюнившись».

Рассматривая вместе с детьми фотографии, рисунки, картины, педагог спрашивает, что чувствуют персонажи. Одновременно он показывает схематические изображения разных эмоций. Важно, чтобы схемы эмоций ребенок увидел только после того, как накопит большой опыт их восприятия в реальных ситуациях. Обобщение должно идти от реального жизненного опыта к схеме.

Если схема предъявляется раньше, она не выполнит своих функций и даже может помешать естественной схематизации, естественному обобщению ребенком проявления эмоциональной экспрессии у людей. Поэтому педагог создает условия для того, чтобы дошкольник обратил внимание на экспрессию другого человека, связал ее с конкретным словом, обозначающим эмоцию.

Слайд 8

Третье направление - познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция - ситуационно зависимое переживание. Задача педагога - формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.

В педагогической практике существуют три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:

  • знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;
  • формировать осознание собственного опыта;
  • знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.

Например: спросите у старших дошкольников, когда они радуются. Вы получите разные ответы: получили игрушку или удовольствие в процессе игры, выиграли в эстафете, мама пришла с работы рано, пригласили на праздник, ездили в зоопарк и т. д. Это разные ситуации. Когда ребенок узнает, что эти события происходят в жизни других людей, создаются условия для того, чтобы он воспринимал эти ситуации как радостные, его эмоциональный мир обогащается. Когда ребенок осознает, что вызывает у него радость, это и есть познание собственной эмоции в конкретной ситуации.

В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему.

Например: «Еж обижается, потому что заяц грубо к нему обращается». Или первая строчка известного стихотворения: «Зима недаром злится...»

В сказках немного слов, обозначающих эмоции. Сюжеты строятся на описании экспрессивных действий. Но об эмоциях персонажей читатель может догадаться.

Например: «Михайло Иванович взглянул на свою чашку и зарычал страшным голосом» - медведь рассердился. «Плачет дед, плачет баба» - герои расстроены. «Шум на весь лес, уже и драка начинается. Ворона ежа в нос клюнула» - персонажи злятся друг на друга.

В сказочных повествованиях разные персонажи в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции.

Например: в сказке «Лиса и заяц» собака и медведь испугались лисы, а петушок не испугался; в сказке «Пых» старик и старуха испугались ежика, а внучка не испугалась.

Слайд 9

Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций - это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.

Слайд 10

Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.

Слайд 11

Использую обоснованные теории эмоций.

Существует несколько теорий эмоций человека. Теория Джеймса говорит, что эмоций много, поэтому много слов, обозначающих различные эмоциональные переживания.

Например: описывая разные степени и оттенки радости, мы говорим: «У него хорошее настроение, он веселится, он радуется, он в восторге, он ликует, он на седьмом небе от счастья, он торжествует, у чего приподнятое настроение и т. д.».

Это разные по своей силе переживания. Если записать все слова, обозначающие оттенки эмоций, получится бесконечное множество человеческих переживаний. Но педагогу на практике удобнее работать с системой, представляющей группы сходных эмоций. Для этого он может опираться на экспериментально обоснованную теорию Кэролла Изарда.

Слайд 12

Американский психолог выделяет 10 фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и словесному выражению. Вокруг каждой из 10 эмоций - множество ее оттенков. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной или базовой эмоции. Словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции - это оттенки базовой эмоции по нейрофизиологии и экспрессии.

Изард отмечает, что человек может испытывать одновременно несколько эмоций.

Например: радость, интерес и удивление во время знакомства с фрагментом сказки; грусть, скуку и неудовольствие, когда мама задерживается на работе.

Эмоциональных оттенков множество. Но чтобы работа по развитию понимания эмоций была конечной и обоснованной, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций.

В период дошкольного детства ребенок открывает для себя эти эмоции под влиянием социальной среды, в которой находится. В младенческий период он переживает физический комфорт или дискомфорт (грубую эмоциональную дифференциацию на «приятно-неприятно»), а также комплекс оживления, в котором двигательно демонстрирует эмоцию радости матери. Со временем ребенок накапливает более широкий и богатый эмоциональный мир.

Эмоции в различных оттенках открываются дошкольнику постепенно и в определенном порядке. Из 10 фундаментальных эмоций к концу дошкольного возраста ребенок открывает 9 в разной степени и оттенках. Эмоция вины возникает в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и подросток четко осознает отступление своего поступка от социальных норм.

Эмоция стыда только зарождается в дошкольном возрасте.

Например: взрослые ругают дошкольника за проступок, стыдят, спрашивают: «Тебе стыдно?» Ребенок отвечает: «Да!» Но по его экспрессии видно, что этой эмоции нет либо она мимолетна.

Слайд 13

Работаю с фундаментальными эмоциями детей 3-4 лет.

Зона ближайшего развития в сфере эмоций для детей младшего дошкольного возраста - эмоции радости, грусти и злости (гнева). Несмотря на то что все остальные эмоции в различных своих оттенках присутствуют в окружающем ребенка социальном мире, у него формируется готовность к полноценному открытию только этих эмоций. Он может понять смысл слов, обозначающих эти эмоции и их оттенки, экспрессию и смысл тех ситуаций, которые их вызвали.

Слайд 14

Организую работу по развитию понимания эмоций у дошкольников младшей группы по трем направлениям только с эмоциями радости, грусти и злости.

Слайд 15

Эта работа имеет свои особенности. Первая задача педагога - акцентировать и употреблять в речи слова, показывающие оттенки каждой эмоции, доступные ребенку. Смысл слов, которые обозначают оттенки эмоций радости и печали, достаточно понятен.

Например: обрадовалась, развеселилась, у нее было хорошее, веселое настроение, загрустила, опечалилась, пригорюнилась.

Употребляя слова, которые обозначают различные оттенки эмоции злости, следует иметь в виду следующее. С эмоцией злости (именно это слово) дети чаще знакомятся в образе злого волшебника, змея, т. е. злого персонажа. Бывает, что и обычные люди, персонажи историй испытывают подобную эмоцию, но тогда это ее оттенок, который выражается словом «рассердился», и именно это слово мы используем.

«Злой» и «сердитый» - разные оттенки одной эмоции: «злой» подразумевает постоянство этой эмоции, «сердитость» - сиюминутность, ситуационность, которая чем-то вызвана. Мы употребляем и слово «гнев» тогда, когда речь идет о справедливом возмущении, негодовании, вызванных неправильным поступком, например обманом.

Слайд 15

Только после того, как слова, обозначающие оттенки этих эмоций, «помещены, внедрены» взрослым в словарь ребенка, можно задавать ему вопросы, требующие употребления этих слов. В младшей группе акцент делается на «внедрении».

Знакомя дошкольников с экспрессивным выражением эмоций, педагог просит их понаблюдать за другими людьми, когда они демонстрируют радость, злость или грусть. Также он рассматривает с детьми фотографии, рисунки, картины, на которых персонажи испытывают эти эмоции.

Использовать схематическое обозначение эмоций преждевременно и даже вредно в данном возрасте. Ребенок 3-4 лет должен накопить багаж образного опыта понимания, как эти эмоции выражаются.

С ситуациями возникновения эмоций педагог знакомит дошкольников на примере детской литературы и во время бесед непосредственно после какого-либо эмоционального события.

Например: «Весело ли было сегодня на празднике? Ты обрадовался подарку?» Вопросы более обобщенного типа не задаются, они будут уместны в старшем возрасте.

Слайд 16

Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.
          Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем понимание эмоций у младших дошкольников

РАЗВИВАЕМ ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВЭмоции и чувства имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Постепенно ребенок учится понимать свои чувства и переживания других люд...

Развитие эмоций у младших дошкольников.

. Чтобы научить детей обра­щать внимание на свое состояние, распоз­навать его, называть, сравнивать с состоя­нием других людей, я провожу  игро­вые занятия по раз­витию эмоций...

Теоретические аспекты исследования развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста

Понятие эмоционального интеллектаПонятие «эмоциональный интеллект» подразумевает умение человека воспринимать информацию, передаваемую ему из окружающей среды, а также им самим, посредство...

Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников

Данный материал содержит информацию о том как развивать понимание эмоций у младших дошкольников...