Календарное планирование по разделу "Развитие речи" (средняя группа)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме
В материале представлено календарное планирование по разделу "Развитие речи" в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 796.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное планирование по разделу «Развитие речи» (средняя группа)
Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 92» г. Воркуты
Косинова Ирина Владимировна
СЕНТЯБРЬ
№ | Тема | Программное содержание | Краткий ход | Предварительная работа | Сопутствующие формы работы | Развивающая среда |
1. | Составление рассказа об игрушках. |
Развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
|
3 . Д/и «Покатай в машине животных со звуком [с] в названии». |
|
| Игрушки: кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка. |
2. | Составление рассказа по картине: «Кошка с котятами». |
|
|
Э. Блайтона «Знаменитый утёнок Тим».
|
| Картина «Кошка с котятами» Игрушки: кошка и котята, собака и щенята. курица с цыплятами, утка с утятами, сорока (картинка) |
ОКТЯБРЬ | ||||||
3. | Описание игрушки. | - Развивать умения соотносить названия животных и их детёнышей. Правильно называть детёнышей | 1. Воспитатель загадывает загадку о собаке и вместе с |
| - Д/и «Страшный зверь» [11, с. 130]; «Какие слова | Картинки с предметами и |
животных в единственном и множественном числах. Учить связывать между собой предложения.
Отрабатывать правильное произношение звуков [с],[с'] (изолированно) в словах и фразах. | детьми описывает её. Затем описывают лису.
| А.Майкова «Кроет уж лист золотой» [15, с.295].
| бывают?» [6, с.36]. - Словесная игра «Гуси» [16, с. 80]; «Доскажите словечко» [1, с.264]. | животными. Игрушки: собака, лиса, белочка с бельчатами, слониха со слонятами, крольчиха с крольчатами, свинья с поросятами. Ширма, боль шой кубик. | ||
4. | Описание игрушки. |
Развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, обогащать словарный запас.
|
|
|
| Игрушки: кошка, собака. |
5. | Составление рассказа об игрушках. |
Развивать речевые умения: согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе. Различать интонации, правильно пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
|
|
|
| Игрушки: кукла, котёнок, собака, блюдце. |
правильное произношение звука [з] (изолированно). | ||||||
6. | Пересказ сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть». |
|
|
|
| Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Игрушки: собака, зайчиха, крокодил, бегемот, по два детёныша Счётная лесенка. |
НОЯБРЬ | ||||||
7. | Составление диалога. | Развивать диалогическую речь, фонематический слух. Речевые умения: научить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
|
2.Постепено в диалог включаются все дети поочерёдно. 3.Д/и «Зоя и зайка». |
|
| Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова. |
8. | Описание предмета. |
Развивать диалогическую речь, фонематический слух. Речевые умения: активировать употребление в речи глаголов |
|
стихотворения С.Чёрного «Кто?» [8, с, 145].
|
| Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, кукла, матрёшка, барабан, машина, |
согласовывать существительные и прилагательные в роде, образовывать слова с уменьшительно ласкательным значением. - Развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ш] (изолированно, в словах и фразах), регулировать темп и силу голоса, подбирать слова, сходные по звучанию. | описывают мишку.
|
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». | слово звонкое или тихое?» [6, с.37]. - Повторение потешки «Во поле рябинушка». | Картинки, в названиях которых есть звук [Ш]. | ||
9. | Описание кукол. |
|
|
|
с. 83]; «Доскажите словечко» [1, с.344].
| Две куклы - большая и маленькая (у одной длинные тёмные волосы, у другой короткие светлые). Цветные карандаши, бумага. |
10. | Описание зимней одежды. | Научить описывать предметы зимней одежды.
Развивать речевые умения: использовать в речи сложноподчинённые предложения.
|
|
Я с ежом давно дружу».
|
с Л 44]; «Слова произносятся друг за другом» [6, с.37].
| Кукла, зимняя одежда. Картинки: жук, ёжик, медвежонок. |
(обозначение действия) и прилагательных (обозначение признаков предметов). - Образовывать названия детёнышей животных в именительном и косвенном падежах. | гимнастика (2 комплекс, № 1,2) [10, с.53]. - Словесная игра «Каравай» [16, с.83]. | сказка «Кто как от дождя спасается» [12, с.49]. - Игры с разрезными картинками. | корова, утёнок, султанчики | |||
11. | Составление рассказа о мебели. | Обучить навыкам составления рассказа на основе личного опыта, на тему, предложенную воспитателем, о предметах, входящих в понятие мебель.
|
|
|
медвежонка» [11, с. 133]; «Верни слова» [6, с.36].
С.Чёрного «Кто?» [8, с. 145]. | Фланелеграф, геометричес кие формы из бумаги для констру ирования кукольной мебели, кукла. Картинки с изображении- ем мебели. |
12. | Составление рассказа по картине: «Собака со щенятами». | Обучить навыкам составления небольшого связного рассказа по картине на основе личного опыта (по аналогии с рассказом по картине). Развивать речевое умение образовывать формы существительного в родительном падеже. - Активизировать употребление в речи глаголов. |
|
-Инсценировка сказки «Лиса и заяц».
|
| Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, сорока (картинка). |
ДЕКАБРЬ
13. | Составление | Обучить навыкам составления | 1. Воспитатель | - Чтение сказки «Зимовье | - Д/и «Узнай, что | Большой |
описательного | короткого описательного рассказа об | загадывает загадку о | зверей» [7, с.213]. | изменилось»[16, | Плюшевый | |
рассказа об | игрушке. | мишке, дети | - Загадывание загадок [1, | с.66]; «Кафетерий» | Медведь, | |
игрушках. | Развивать речевые умения: | отгадывают и | с. 347]. | [11, с. 1251; «Это | Кукла. |
14. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд». | Обучить навыкам пересказа небольшого рассказа, впервые прочитанного на занятии, выразительно передавая диалог действующих лиц. Развивать речевые умения: образовывать форму существительных в родительном падеже множественного числа. - Развивать фонематический слух. |
|
| Д/и «Почтальон приносит письма» [13, с.90]; «Ателье» [11, с. 125].
«Щедровочка» [7, с.54]. | Картинки: валенки, варежки, носки, пальто,шуба, шарф, шапка. Картина «Саша и снеговик». Рассказ Я. Тайца «Поезд». | |
ЯНВАРЬ | |||||||
15. | Составление рассказа по описанию набора игрушек. | Обучить навыкам составления коротких рассказов по описанию набора игрушек.
Развивать речевое умение: образовывать названия детёнышей животных при помощи суффиксов - онок, -енок.
|
|
с.55]. |
с. 134]; «Подскажи последнее словечко» [6, с.38].
| Кукла - мальчик. Игрушки: 2 ёлки, ежиха и ежата. Картинки: жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро. | |
16. | Составление рассказа по картине: «Таня не боится мороза». | Обучить навыкам составления небольшого рассказа (из 2-3 предложений), отражающего содержания картины. - Развивать речевые умения: подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. |
|
|
| Картина «Таня не боится мороза». Снежинки на ниточке. |
- Фонематический слух: выделять звуки в слове, подбирать слова с заданным звуком. | 3. Д/и «Отгадай загадку». | - Пальчиковая гимнастика «Цветок» [10, с. 54]. | года?»[16, с. 86]. | |||
17. | Отгадывание загадок. | Обучить навыкам составления короткого рассказа об игрушках (при педагогической поддержке). Помочь овладеть навыками выявления опорных в смысловом значении слов в заданиях, приводящих к нахождению отгадок, используя сложноподчинённые и простые распространённые предложения.
|
|
|
с. 126]; «Какое слово потерялось?» [6, с.38]
| Игрушки: ёлочки, волк, белочка, зайчик. |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
18. | Описание внешнего вида человека. |
Развивать речевые умения: образовывать формы единственного и множественного числа от глагола хотеть, формы повелительного наклонения от глаголов рисовать, танцевать и д р.
|
|
|
| Петрушка. |
19. | Составление рассказа о предметах. | Обучить навыкам составления рассказа о предметах и действиях с предметами. - Закреплять знания об обобщённом понятии посуда, предметах посуды, их назначении. |
|
| - Д/и «Разбери посуду» [13, с.92]; «Смешинка» [11, с. 137]; «Где вы слышали эти слова?» [6, с.38]. | Хлеб и хлебница, сахар и сахарница, салфетки и салфетница, |
- Развивать фонематический слух: отработать правильное произношение звука [ч'], отчётливо называть слова с заданным звуком. | М- | м. | - Игра Доктор Айболит» [9, с. 47]. | конфеты и конфетница. | ||
20. | Пересказ произведения Е.Чарушина «Курочка». |
Е.Чарушина «Курочка», сравнивать курицу и цыплёнка (на картинках ).
|
|
|
с. 126].
внимательный?» [1, с.352]. | Картинки: курица и цыплята. |
21. | Описание предмета. | Научить описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя его существенные признаки.
|
|
Ащ-ащ-аш - мы наденем плащ. |
| Картинки с зайчатами, три щётки - зубная, для обуви и одежды. |
МАРТ
22. | Составление | Обучить навыкам составления | 1. Рассматривание | - Чтение были | - Д/и «Найди | Картина |
рассказа по | рассказа по картине. | картины «Мать моет | Л.Н.Толстого «Мальчик | ножку» [11, с. 146]. | «Мать моет | |
картине. | - Развивать речевое умение правильно | посуду», обсуждение | стерёг овец» [15. с.302]. | - Знакомство с | посуду». | |
называть предметы посуды. | сюжета. | - Чтение стихотворения | театром теней. | Полка с | ||
- Отработать правильное произношение | 2. Самостоятельный | П.Образцова «Март». | - Беседа о маме с | посудой. | ||
звука [щ']. | рассказ детей. | - Разучивание | включением | Картина |
- Дать представление о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. |
| стихотворения: Щука проглотила щётку. Щётка ей щекочет глотку.
| пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Вот какая моя мама!» [7. с.59]. | «Заблудился» | ||
23. | Описание предметов. | Научить описывать предметы, игрушки.
|
|
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день. |
| Игрушки: Петрушка, щенок, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи,ширма Фланелеграф: лиса, лук, колесо, лист. |
24. | Описание овощей. |
Фонематический слух: находить сходно звучащие слова. |
|
|
| Картинки или муляжи: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, репа, картофель, фрукты(2 -3) Картина «Брат и сестра». |
25. | Описание игрушки. | Научить описывать игрушку, правильно пользоваться вопросительными и утвердительными интонациями, выделять голосом | 1. Воспитатель ставит на столе несколько игрушек, просит детей описать их, определяя |
| - Д/и «Зайкина гимнастика» [11. с. 127]; «Что мог бы нарисовать | Игрушки: лошадь, лиса, телёнок. Картинки: |
определённые слова (логическое ударение). - Отработать правильное произношение звуков [л], [л' (изолированно, в словах и фразах). | пространстве иное расположение друг относительно друга.
| Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». - Знакомство с потешным фольклором: дразнилками, скороговорками [7. с.62]. | художник?» [6, с.40].
| слон, лев, верблюд, олень, лось, телёнок, лиса, волк, лошадь. | |||
АПРЕЛЬ | |||||||
26. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» | Обучить навыкам пересказа прочитанного текста.
|
|
|
с. 146].
| Посуда: 2 сахарницы, 2 хлебницы, 2 салфетницы (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, 2 сухарницы, 2 солонки. Картина «Саша и снеговик». | |
27. | Описание игрушки. | Продолжать учить описывать игрушку. Развивать речевое умение: образование форм от глагола хотеть (хочу - хочет, хотим - хотят). - Фонематический слух: закреплять правильное произношение звуков [л], [л']. Определять и называть первый звук в словах, называть слова с этим звуком. |
|
| Д/и «Опять слова забыли своё место» [6, с.39]; «Слова - звучат!» [6, с.39]. - Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Заучивание заклички о весне[7, с.60]. | Картинки или игрушки: лошадь, волк, лиса, белка, козлёнок, коза, ослик, жеребёнок, котёнок, собака. |
Картина с мамой и девочкой. Ёлка, шарик, пирамидка, неваляшка, матрёшка, собачка, грибок. Фишки или мелкие игрушки. | ||||||
28. | Составление рассказа по картине «Куры». | Обучить навыкам составление короткого описательного рассказа по картине. -Развивать речевые умения: подбирать соответствующие слова, сравнивая петуха и курицу, курицу и цыплят. Фонематический слух: самостоятельно подбирать слова, сходные по звучанию. |
|
Н.Носова «Затейники».
стихотворения С.Вангели «Подснежники» [15. с.364].
|
| Картина: «Куры». Звуковые часы. |
29. | Описание предметов. | Научить описывать предметы, подбирая подходящие по смыслу слова.
Развивать речевые умения: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
звуков [р],[р']5 подбирать слова с этими звуками. |
|
Ри-ри-ри - двор убрали - раз, два, три! |
с. 66]; «Прятки» [11, с. 128]; «На что похоже?» [6. с.41].
К.Чуковского «Муха - Цокотуха» [9, с.58]. | Картина с тигром. Игрушки - персонажи сказки «Теремок». Фишки ИЛИ мелкие игрушки. |
МАЙ
30. | Описание игрушки. |
|
|
с. 60]. |
с. 136]; «Здравствуйте, я - Петрушка!» [6, с.41].
| Игрушки: кукла, матрёшка, фишка, пирамиды, ленточки, шарики, лошадки, колечки, башенки (по два экземпляра) Картина «Избушка на курьих ножках». |
31. | Описание предмета. | Научить описывать предмет, его внешний вид, признаки.
Развивать речевые умения: согласовывать существительные, прилагательные и местоимения в роде.
|
|
|
| Мешочек с предметами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, яйцо, лимон) Игрушки и предметы с буквой [р] |
32. | Описание предмета. | Научить описывать внешний вид предметов, их характерные признаки.
|
|
|
| Игрушки: медвежонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок. щенок, слонёнок, |
словах произносятся в определённой последовательности.
- Мини сценка «Хозяйка и кот» [9, с.62].
жеребёнок,
ягнёнок.
Счётная
лесенка.
Картина
«Заблудился»
Звуковые
часы.
- Пальчиковые игры.
- Литературный калейдоскоп (по известным детям стихотворениям, сказкам, рассказам, потешкам).
ЛИТЕРАТУРА.
- Алёшина, Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников: метод, пособие / Н.В.Алёшина. - М.: ЦГЛ, 2004.
- Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 1.
- Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 2.
- Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 4.
- Дошкольное воспитание: журн. - 1994. - № 8.
- Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А.Тумакова. - М.: Просвещение, 1991.
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. - метод, пособие / О.Л.Князева, М.Д.Миханёва. - СПб.: Детство - Пресс, 1998.
- Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л.Ю.Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.
- Петрова. Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2000.
10.План - программа воспитательно - образовательной работы в детском саду / сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.АМихайловой. - СПб.: Акцидент, 1997.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О.С.Ушакова и др.; под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Изд. - во «Институт психотерапии», 2001.
- Развлечения в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / сост. Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая , Л.В.Пантелеева. - М.: Просвещение, 1975.
- Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удалыдова. - Минск: Народная асвета, 1976.
- Хрестоматия для дошкольников. 2-4 года / сост. М.Т.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, М.П.Бабурова. - М.: АСТ, 1999.
- Хрестоматия для маленьких / сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. - М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование воспитательно - образовательной работы (подготовительная группа) по теме "Транспорт
Документ представляет собой календарное планирование педагогического процесса с учетом принципа интеграции по теме "Транспорт". Представляет особый интерес для педагогов и воспитателей ДОУ в подготови...
календарное планирование подвижных игр на все группы
Календарное планирование подвижных игр на год во всех группах....
перспективное планирование по развитию речи средняя группа
комплексно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ,(средняя группа)
Перспективное планирование на год по развитию речи по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа....
Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа
Перспективное планирование по развитию речи. средняя группа...
Перспективно-тематическое планирование по развитию речи средняя группа
Планирование по развитию речи О.С. Ушаковой для детей 4 -5 года...
Перспективное планирование по развитию речи средняя группа
Перспективное планирование по развитию речи средняя группа...