"Традиции чаепития"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области: «Познавательное развитие
на тему: «Традиции чаепития»
для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_chay.docx | 336.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Челээш» комбинированного вида
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области: «Познавательное развитие
на тему: «Традиции чаепития»
для детей старшей группы
Составила воспитатель
группы оздоравливающей
направленности
Донгак О.К.
Самагалтай-2017
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: Традиции чаепития
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.
Форма НОД: занятие, деятельностный подход.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения чая, чайными церемониями разных стран;
- учить детей заваривать чай; (способам заваривания чая)
- познакомить с правилами сервировки чайного стола.
Развивающие:
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес;
- продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к традициям чаепития в разных странах;
- воспитывать умение применять полученные знания в повседневной жизни
Оборудование и материалы: презентация чайной церемонии, заварочный чайник, сахарница, салфетки чашки, блюдца, чайные ложки, вилки для лимона, разные виды чая, лимон, скатерть.
Музыкальные средства: аудиозапись песни «Шайывыс», записи китайских мелодий.
Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровое действие, художественное слово.
Словарная работа: вечнозеленый кустарник, верхушки молодых побегов, чайная церемония, сервировка, заваривать.
Предварительная работа: беседа о чае, разучивание слов физминутки, слушание мелодий о чае
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Давайте расскажем стишок про солнышко и подарим свои улыбки друзьям, как наше солнышко.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь это просто!
Лучик солнца – это Вам!!!
- Молодцы дети! Мне сегодня передали посылку и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этой посылке? Отрываем посылку. Что это дети?
-Чай.
- Правильно, но что-то там еще есть. А, это письмо, давайте я прочту, что там написано. Это приглашение нам отправиться в путешествие вместе с чаем.
(Звучит китайская мелодия).
Сегодня мы отправимся в страны, где все любят пить чай. Но традиция чаепития у разных народов разные. Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодро. Так зародился обычай пить чай. Чай - это вечнозеленый кустарник, который растет высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.
Показ слайда.
А теперь мы с вами отправимся в путешествие на родину чая – Китай. Чай в Китае начали разводить две с половиной тысяч лет назад. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте 16 лет. Во дворце этот ароматный напиток пили во-время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашки с крышкой.
А сейчас перенесемся в Японию, где тоже очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.
Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране часто бывает дождливая и пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. В Англии чай пьют в основном в публичных местах, в так называемых «чайных садах». Они пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром - за завтраком, в 13 часов за ланчом, и обязательно вечером, ровно 17 часов.
Дальше мы продолжим свое путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. Особым размахом чаевничали купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар.
А сейчас дети мы научимся заваривать чай. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло. Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить две-три ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5-7 мин. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток?
- Идет пар.
- Будем очень осторожными и внимательными, так как кипяток очень опасен. Что может произойти?
- Можно получить ожог.
- Поэтому желательно чай самим не наливать.
- Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода?
-Что происходит с листочками?.....
По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов.
- А сейчас подойдут ко мне Севилья и Айдан. Опустите, пожалуйста, пакетик чая в один из чашек. Что происходить посмотрите? Какая вода в чашке осторожно потрогайте (в чашках теплая и холодная вода). В какой воде чай быстро заварится.
- Теперь посмотрите на эти чаи. Чем они отличаются?
- По цвету (в чайных стаканах чай с молоком, зеленый, красный чаи).
- Молодцы, бывают чаи черный, зеленый, красный, желтый, фруктовый.
-Если положить в чай лимон, что случится? (Лимон осветляет чай.)
- Умницы. Теперь давайте споем песню «Шайывыс». Беседа о пользе чая со слов песни.
- В чае много витаминов: «А» - важен для зрения, «В» - полезен для нервной системы, снимает усталость, «С» - повышает и укрепляет иммунитет.
-А какие пословицы вы знаете про чай.
- Сейчас, давайте дети сделаем физминутку
Эртен унген хунну уткуй
Эскен шайым устун чажып
Энме тик чок ковей чонга
Эки созум йорээп тур мен.
- Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе научиться, как накрывать стол к чаю. Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть. В центр стола ставим чайник, салфетки, сахарницу, заварник, угощение. Перед сидящим ставим чашку с блюдцем. Чайную ложку кладем справа, выпуклой стороной вниз. Тканевую салфетку кладем слева от блюдца с чашкой.
Правила поведения за столом во время чаепития:
- получив чашку, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская ее в свою чашку;
- Размешав сахар своей ложкой, выньте ее и положите на блюдце;
- Для лимона кладется специальная вилочка;
- Печенье, конфеты берут из вазы или блюдца рукой
- После чаепития промокните губы бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом;
- Поблагодарите хозяев.
Итог.
Наше путешествие подошло к концу. О каких странах мы говорили? Где находится родина чая? Что вы узнали нового? Сегодня вы сможете с мамой заваривать чай и накрывать стол к чаепитию. Спасибо вам, за хорошую работу на занятии. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие "Традиции чаепития"
Задачи: -углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития; -развивать внимание и память, логическое мышление и воображение; -формировать навыки исс...
НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...
Традиции чаепития разных народов
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе детского сада...
Конспект образовательной деятельности "Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Традиции чаепития»....
Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."
Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...
Традиции чаепития у разных народов
Цели:— закреплять знания о названии страны, в которой они живут, и других стран;— объяснить понятие «традиция»;— воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и ув...