Многообразие мини-музеев дошкольного отделения как фактор формирования познавательно-речевой активности дошкольников
презентация по развитию речи по теме

Захарова Елена Владимировна
 В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только
 посредством тесного контакта с материальным миром.
 Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики, как средства 
развития познавательных процессов дошкольников.

Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира.  Музей в детском саду, с точки
 зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором
 ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему
 выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения,
 впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного».

 Актуальность музейной педагогики и активное влияние  ее на познавательное - речевое  развитие детей,
 способствовало выбору нами проекта «Мини-музей, как средство познавательно-речевого развития детей». 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие мини-музеев дошкольного отделения как фактор формирования познавательно-речевой активности дошкольников Старший воспитатель ГБОУ Школа № 933 Захарова Е.В.

Слайд 2

«Человек способен сохранить лишь то, что растёт в нём самом…» Эрих Мария Ремарк

Слайд 3

Ориентир на стандарт образования Учёт достижений современной педагогической науки Поиск интересных решений всестороннего развития личности ребёнка музейная педагогика в структурных подразделениях ДО были созданы новые и трансформированы имеющиеся мини-музеи

Слайд 4

мини-музей – простое собрание экспонатов Мини-музей – интерактивная среда всестороннего развития личности

Слайд 5

позиция созидания; не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему; бережное и уважительное отношение к культурному наследию; ребёнок нацеливается не на запоминание, а на понимание и эмоционально-нравственную оценку. Позиция ребёнка в музейно-образовательном проекте:

Слайд 6

периодичность и сменяемость музейного оборудования; появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную, речевую, двигательную и исследовательскую деятельность; возможность временного экспонирования личных предметов детей. Вариативность

Слайд 7

доступность для воспитанников; возможность использования музейных экспонатов педагогами всего учреждения для проведения игровых занятий, бесед, игр и т.д. Доступность

Слайд 8

Этапы практической работы I этап работы. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ II этап работы. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ III этап работы. ОСНОВНОЙ IV этап работы. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 9

ЭТАПЫ ПРОЕКТА Ознакомительный этап Выбор темы и названия Разработка модели организации музея Выбор места (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий)

Слайд 10

Подготовительный этап 1. Определение содержания экспозиции: оборудование, материалы, предметы 2. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей 3. Определение перспектив развития

Слайд 11

ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА Этап реализации проекта 1) определение темы и содержания экскурсии 2) составление плана экскурсии 3) целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия 4) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

Слайд 12

Заключительный этап Что было сделано? Что понравилось больше всего? (субъективный выбор) Что нового узнали? Что хотели бы еще узнать? С кем можем поделиться полученными знаниями? Анкетирование

Слайд 13

Мини-музеи дошкольного отделения Мир природы Мир людей Музеи народно-художественного промысла Музеи произведений искусства и их создателей Музеи музыкального и театрального искусства Литературные музеи Художественные музеи Музеи быта людей Историко-патриотические и краеведческие музеи

Слайд 14

Историко-патриотические и краеведческие музеи Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, воспитание любви к истории своей страны, формирование историко-географических знаний о своем городе, своем крае. Развитие отношения к пониманию прошлого, настоящего и будущего. Совершенствование познавательно-речевого развития детей, формирование элементарных знаний об истории Отечества. Мини-музей воинской славы и доблести Мини-музей «Моя столица, моя Москва» Мини-музей «Город чудный, город древний» «Улыбка» «Березка» «Радуга»

Слайд 15

Музеи быта людей Детализация и систематизация знаний детей об окружающем их бытовом мире. Углубление представлений о свойствах и качествах различных материалов. Воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам. Развитие созидательной активности детей. Мини-музей «В гостях у бабушки» Мини-музей «Часы» Мини-музей «Кружевные сказки» Мини-музей хлеба Мини-музей мяча Мини- музей «Дорожная азбука» «Сказка» «Березка» «Солнышко»

Слайд 18

Музеи народно-художественного промысла Знакомство с предметами народно-художественного промысла. Введение детей в мир подлинного народно-художественного искусства на примерах доступных экспозиций. Сохранение национальных традиций. Приобщение детей к искусству через знакомство с экспозициями художественных музеев, отражающих многообразие национальной культуры России. Воспитание интереса к народным промыслам. Мини-музей декоративно-прикладного искусства ложек Мини-музей «Народные промыслы» Мини-музей «Деревянная игрушка» Мини-музей «Куклы из глубины веков» Мини-музей «Русская матрешка» Мини-музей «Куклы в национальных костюмах» Мини-музей «Игрушки-забавы» Мини-музей «Веселая хохлома» Мини-музей «Народные мастера» Мини-музей «Куклы народов России» Мини-музей «Русский сувенир» «Березка» «Улыбка» «Радуга» «Сказка»

Слайд 21

Музеи музыкального и театрального искусства Приобщение детей к миру музыкальных инструментов и музыкальным традициям России. Развитие музыкальности детей в лучших традициях музыкального воспитания. Знакомство детей с театральными жанрами в искусстве. Формирование творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности. Мини-музей «Свирелька» Мини-музей Шаинского Мини-музей музыкальных инструментов и симфонического оркестра Мини-музей «Дом музыки» Мини-экспозиция музыкальных инструментов и атрибутов «Березка» «Улыбка» «Радуга» «Сказка» «Солнышко»

Слайд 24

Художественные музеи Введение детей в мир подлинного художественного искусства, освоение духовной культуры России и сохранение национальных традиций. Знакомство с творчеством художников. Развитие умения детей отражать в художественной деятельности свои представления, эмоции, чувства. Мини-музей «Вернисаж дошколят» «Солнышко»

Слайд 25

Литературные музеи Развитие интереса к произведениям художественной литературы. Приобщение детей к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического чувства. Воспитание в ребенке читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Совершенствование у детей художественно-речевых, исполнительских навыков. Мини-музей детской книги Мини-музей курочки Рябы Мини-музей «В гостях у сказки» Мини-музей волшебных вещей «Улыбка» «Березка» «Солнышко»

Слайд 27

Музеи мира природы Развивающее обучение и формирование основ отношения к природе, ко всему живому по законам природы. Формирование поисково-исследовательских навыков и умений, расширение представлений о том, что в природе все взаимосвязано. Мини-музей птиц Мини-музей «Лучший друг» Мини-музей «Дерево» Мини-музей «Вода» «Березка» «Сказка» «Солнышко» «Улыбка»

Слайд 30

Технологии взаимодействия педагога с детьми в мини-музее Учебная образно-игровая модель Коммуникативно- диалоговая модель Поисково- исследовательская модель

Слайд 31

тематические игровые занятия; занятия-посиделки; экскурсии; беседы; викторины; конкурсы загадок; выездные экспозиции; мастер-классы; совместные игры; отмечание календарных дат (обряды и традиции русского народа); экологические праздники; семейные путешествия. Формы работы

Слайд 32

Вывод: Создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитию личности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и, как следствие, совершенствованию речевого развития детей, что особенно важно в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Презентация "Мини - музеи в дошкольном отделении для формирования познавательно-речевого развития дошкольников."

Создание и деятельность мини-музея в образовательном учреждении способствует развитию личности детей, интересов и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, представлений о социок...