"Вместе весело дышать"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Методические рекомендации для родителей и педагогов по проведению дыхательной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_veselo_dyshat.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики у детей
дошкольного возраста
Подготовила:
Вихрова Ольга Николаевна,
учитель - логопед
Учим детей выполнять дыхательную гимнастику
(средняя группа)
Уважаемые родители! Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание?
Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
- правильный вдох – через нос (следите за этим);
- плечи не должны быть подняты;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
- каждое упражнение повторять не более 2-3 раз (многократное выполнение может привести к головокружению).
Дыхательная гимнастика проводится в проветренном помещении. Желательно, чтобы после приема пищи уже прошло не менее часа. Одежда у ребенка должна быть свободная. При выполнении упражнений нужно следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы рук, шеи, груди.
Предлагаем Вашему вниманию следующие упражнения.
«На качелях»
Ребенок лежит на спине, на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе - опускается.
«Шарики»
Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом. А затем сдуть. Надуть одну щеку – сдуть, затем – другую щеку надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.
«Ветряная мельница»
Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
«Снежинка»
Сделайте снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на руку ребенку. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка улетела.
«Листопад»
Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья - это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.
«Кораблик»
Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему удобно было дуть на кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. Взрослый объясняет: для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.
«Мыльные пузыри»
Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом. А затем сдуть. Надуть одну щеку – сдуть, затем – другую щеку надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.
«Надуем игрушку»
Детям предлагается надуть резиновые игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.
Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения на дыхание!
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, отработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Способствуют достижению длительного выдоха и быстрому освоению труднопроизносимых звуков.
Вместе весело дышать!
(старшая группа)
Уважаемые родители! Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Выполнение дыхательных упражнений позволяет выработать диафрагмальное дыхание, отработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным вдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Также помогают обеспечить ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Дыхательная гимнастика проводится в проветренном помещении. Желательно, чтобы после приема пищи уже прошло не менее часа. Одежда у ребенка должна быть свободная. При выполнении упражнений нужно следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы рук, шеи, груди.
Техника выполнения упражнений:
- следить за правильным вдохом – через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- необходимо следить, чтобы не надувались щеки (вначале их можно прижимать ладошками);
- каждое упражнение повторять не более 3-5 раз (многократное выполнение может привести к головокружению).
Предлагаем Вашему вниманию следующие упражнения.
«Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик – это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться в воротах.
«Перышко»
Легко дуть на перо, лежащее на столе.
«Чей пароход лучше гудит?»
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Пузырек касается подбородка. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался горлышка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается – ребенок не соблюдает одно из требований.
«Шторм в стакане»
Для игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Снегопад»
Сделайте рыхлые комочки из ваты – снежинки. Объясните ребенку, что погодное явление, при котором идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует.
«Морские волны»
Ребенок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко на поверхность воды так, чтобы по воде шли слабые волны.
«Надуй шарик»
Ребенок делает вдох через нос и выдыхает весь объем воздуха в воздушный шарик.
«Ветряная мельница»
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Кораблик»
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
«Одуванчик»
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения на дыхание!
Делаем дыхательную гимнастику правильно
(подготовительная к школе группа)
Уважаемые родители! Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции. Необходимо также научить ребенка правильно дышать. Нужно следить за тем, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнения повторять не более 3–5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.
Дыхательная гимнастика проводится в проветренном помещении. Желательно, чтобы после приема пищи уже прошло не менее часа. Одежда у ребенка должна быть свободная. При выполнении упражнений нужно следить, чтобы ребенок не напрягал мышцы рук, шеи, груди.
Предлагаем Вашему вниманию следующие упражнения.
«Пузыри в воде»
Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
«Свеча»
Ребенок делает ровный медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
«Погаси свечу»
Ребенок делает вдох, затем и несколько выдохов – толчков: «фу-фу-фу».
«Погрей ладошки»
Дуть теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».
«Цветочный магазин»
Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»
«Снежные занавески»
Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Широко открывает рот, удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску. Если воздух выходит направленно, занавеска будет колыхаться.
«Карандаш»
Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.
«Костёр»
Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через тор.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вместе весело дышать!
Хорошо развитое дыхание - это база для развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Предложенные игры и упражнения способствуют формированию правильного произношения, выработке четкос...
"Вместе весело дышать!"
В консультации для родителей содержится материал:1.Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики2.Техника выполнения дыхательных упражнений3.Упражнения на дыхание[[{"type":"media","view_mode...
Консультация для родителей "Вместе весело дышать"
В консультации покзаны упражнения для правильного дыхания детей...
Консультация для родителей "Вместе весело дышать!"
В данной консультации подробно описываются недостатки формирования дыхания у детей с нарушениями речи, основные параметры правильного речевого выдоха. а также приведены игры для формирования правильно...
Консультация для родителей "Вместе весело дышать!"
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что...
Вместе весело дышать
Комплекс дыхательных упражнений...
"Вместе весело дышать"
Консультация для родителей...