Влияние сказки на воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций
статья по развитию речи на тему
В статье раскрывается роль сказок в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_skazki_na_vospitanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_tsennostnyh_orientatsiy.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулакова Н.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №103»
г. Чебоксары
Влияние сказки на воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций
Поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст – это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. [2]
В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.
С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим – значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.
Сказка побуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка. [3]
егодня вам предлагается отправиться в путешествие в мир сказок.
Цель – развитие речи, воспитание ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у детей представления о добре и зле.
- Обогащать активный словарь детей.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- Продолжать учить сочетать речь и движение, развивать темпо – ритмическую сторону речи.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать стремление делать добро, противостоять злу
Оборудование: компьютер; проектор; карточки с героями сказок; карточки с изображениями снежинки и солнышка (на каждого ребенка); 3 тарелочки, в одной фасоль и горох, две пустые; мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Добрый день! Начнём нашу встречу с загадки:
Есть у радости подруга, в виде полукруга.
На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится. Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка)
– Подарим, друг другу улыбки и присаживаемся на стульчики.
– Ребята, вы любите сказки? (Да) Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
– Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
– Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
– Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). Они учат нас добру, справедливости, вежливости, учат верить в чудеса и многому другому.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит сказка обязательно
Отворит все двери.
– Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз. Итак, в путешествие в мир сказок начинается! Готовы! В путь!
2. Читаю загадку. В ступе летаю, детей похищаю
В избе на куриной ноге проживаю,
Красавица златокудрая, а зовут меня…Василиса Премудрая?
– Правильно, это Баба Яга. Она приготовила для вас такое задание: нужно найти и правильно расположить противоположных по характеру героев сказок. (герои Золушка и мачеха, Буратино и Карабас Барабас, Баба Яга и Аленушка и т.д.).
3. Читаю загадку. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее.
– Правильно, это Красная шапочка. Ребята, она совсем запуталась где добро, а где зло. Давайте поможем Красной шапочке определить хорошо или плохо поступают герои сказок. Если герои поступают хорошо – покажите солнышко, а если плохо – снежинку.
- «Колобок, колобок я тебя съем» (снежинка).
- «Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревце, кустик за кустик и заблудилась» (снежинка).
- «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все дружно жить» (солнышко).
- «Повадилась лиса в курятник кур таскать» (снежинка).
- «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (солнышко).
- «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой» (солнышко).
4. Читаю загадку. Скорей бы близился вечер и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь.
– Правильно, это Золушка. Мачеха с сестрами уехала на бал, а Золушка должна перебрать горох от фасоли. Поможем ей. Вспомните, как надо работать в паре, определитесь, кто будет отбирать горох, а кто фасоль. (На столах 3 тарелочки: в одной горох и фасоль и две пустые.)
5. Читаю загадку. Человек немолодой с усами и бородой.
Любит ребят, любит зверят. Симпатичный на вид, а зовется ….
– Да, это Доктор Айболит. Доктор предлагает вам подвигаться, итак физминутка. (Включаю «Зверобику»)
6. Читаю загадку. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок… Вы, узнали?
- Да, конечно Колобок. Он для вас приготовил игру «Узнай сказку по картинке». Я буду показывать картинки, а вы вспомните названия сказок.
1. Гуси лебеди (рис. 1).
2. Маша и медведь (рис. 2).
3. Царевна лягушка (рис. 3).
4. Белоснежка и семь гномов (рис. 4).
5. Лиса и журавль (рис 5).
6. Лисичка сестричка и волк (рис. 6).
7. По щучьему велению (рис. 7)
7. Читаю загадку
У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный… Кто же это?..
- Правильно, это Буратино. А Буратино хочет с вами поиграть в игру Игра: «Ты мне – я тебе». (Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой). Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… , Мышка - …; Теленок - …; Кошка -…; Лягушка - …; Муха - …; Собачка - …; Петушок - ….
– Молодцы! Тихо садимся на стульчики.
8. Читаю загадку. Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовется…
– Чипполино. Он предлагает вам хлопнуть в ладоши, если вы услышите в слове звук «ц». Цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй, царевна, чересчур, упрямая, девица, писаная, красавица.
– Наше путешествие закончилось. Мы вспомнили с вами героев не только русско-народных сказок, но и авторских. За этот нелегкий путь герои сказок дарят вам раскраски.
До новых встреч друзья!
Список литературы
1. Иванова Г. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – №6. – С. 50-52.
2. Россова Ю. Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева: психолого‐педагогический анализ // Дошкольное воспитание. – № 10. – С. 70-74.
3. 3http://www.maam.ru/detskijsad/rol-skazki-v-duhovno-nravstvenom-vospitani-doshkolnikov.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Сказки позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с ко...
Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Влияние сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Важным средством развития внутреннего эмоционального мира дошкольников является сказка. Это кладезь ресурсов, которые нужно увидеть и использовать. Данная статья может быть использована как консультац...
Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе...
Эссе: Влияние сказки на развитие воображение детей дошкольного возраста
Сказки играют важную роль в развитии воображения детей дошкольного возраста. С помощью сказок взрослый показывает ребенку простые истины в отношении людей и окружающего мира в доступной форме. С помощ...
Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций
Сегодня, как никогда актуален вопрос нравственно‐этического воспитания детей, формирования у них нравственных качеств, таких как: порядочность, совестливость, отзывчивость, доброта, уважение к памяти ...
Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...