Влияние сказки на воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций
статья по развитию речи на тему
В статье раскрывается роль сказок в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулакова Н.В.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №103»
г. Чебоксары
Влияние сказки на воспитание у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций
Поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст – это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. [2]
В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.
С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим – значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.
Сказка побуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка. [3]
егодня вам предлагается отправиться в путешествие в мир сказок.
Цель – развитие речи, воспитание ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у детей представления о добре и зле.
- Обогащать активный словарь детей.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- Продолжать учить сочетать речь и движение, развивать темпо – ритмическую сторону речи.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать стремление делать добро, противостоять злу
Оборудование: компьютер; проектор; карточки с героями сказок; карточки с изображениями снежинки и солнышка (на каждого ребенка); 3 тарелочки, в одной фасоль и горох, две пустые; мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Добрый день! Начнём нашу встречу с загадки:
Есть у радости подруга, в виде полукруга.
На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится. Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка)
– Подарим, друг другу улыбки и присаживаемся на стульчики.
– Ребята, вы любите сказки? (Да) Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
– Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
– Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
– Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). Они учат нас добру, справедливости, вежливости, учат верить в чудеса и многому другому.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит сказка обязательно
Отворит все двери.
– Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз. Итак, в путешествие в мир сказок начинается! Готовы! В путь!
2. Читаю загадку. В ступе летаю, детей похищаю
В избе на куриной ноге проживаю,
Красавица златокудрая, а зовут меня…Василиса Премудрая?
– Правильно, это Баба Яга. Она приготовила для вас такое задание: нужно найти и правильно расположить противоположных по характеру героев сказок. (герои Золушка и мачеха, Буратино и Карабас Барабас, Баба Яга и Аленушка и т.д.).
3. Читаю загадку. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее.
– Правильно, это Красная шапочка. Ребята, она совсем запуталась где добро, а где зло. Давайте поможем Красной шапочке определить хорошо или плохо поступают герои сказок. Если герои поступают хорошо – покажите солнышко, а если плохо – снежинку.
- «Колобок, колобок я тебя съем» (снежинка).
- «Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревце, кустик за кустик и заблудилась» (снежинка).
- «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все дружно жить» (солнышко).
- «Повадилась лиса в курятник кур таскать» (снежинка).
- «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (солнышко).
- «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой» (солнышко).
4. Читаю загадку. Скорей бы близился вечер и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь.
– Правильно, это Золушка. Мачеха с сестрами уехала на бал, а Золушка должна перебрать горох от фасоли. Поможем ей. Вспомните, как надо работать в паре, определитесь, кто будет отбирать горох, а кто фасоль. (На столах 3 тарелочки: в одной горох и фасоль и две пустые.)
5. Читаю загадку. Человек немолодой с усами и бородой.
Любит ребят, любит зверят. Симпатичный на вид, а зовется ….
– Да, это Доктор Айболит. Доктор предлагает вам подвигаться, итак физминутка. (Включаю «Зверобику»)
6. Читаю загадку. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок… Вы, узнали?
- Да, конечно Колобок. Он для вас приготовил игру «Узнай сказку по картинке». Я буду показывать картинки, а вы вспомните названия сказок.
1. Гуси лебеди (рис. 1).
2. Маша и медведь (рис. 2).
3. Царевна лягушка (рис. 3).
4. Белоснежка и семь гномов (рис. 4).
5. Лиса и журавль (рис 5).
6. Лисичка сестричка и волк (рис. 6).
7. По щучьему велению (рис. 7)
7. Читаю загадку
У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный,
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный… Кто же это?..
- Правильно, это Буратино. А Буратино хочет с вами поиграть в игру Игра: «Ты мне – я тебе». (Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой). Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… , Мышка - …; Теленок - …; Кошка -…; Лягушка - …; Муха - …; Собачка - …; Петушок - ….
– Молодцы! Тихо садимся на стульчики.
8. Читаю загадку. Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовется…
– Чипполино. Он предлагает вам хлопнуть в ладоши, если вы услышите в слове звук «ц». Цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй, царевна, чересчур, упрямая, девица, писаная, красавица.
– Наше путешествие закончилось. Мы вспомнили с вами героев не только русско-народных сказок, но и авторских. За этот нелегкий путь герои сказок дарят вам раскраски.
До новых встреч друзья!
Список литературы
1. Иванова Г. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – №6. – С. 50-52.
2. Россова Ю. Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева: психолого‐педагогический анализ // Дошкольное воспитание. – № 10. – С. 70-74.
3. 3http://www.maam.ru/detskijsad/rol-skazki-v-duhovno-nravstvenom-vospitani-doshkolnikov.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Сказки позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с ко...
Влияние сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Важным средством развития внутреннего эмоционального мира дошкольников является сказка. Это кладезь ресурсов, которые нужно увидеть и использовать. Данная статья может быть использована как консультац...

Cтатья "Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе"
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе...

Эссе: Влияние сказки на развитие воображение детей дошкольного возраста
Сказки играют важную роль в развитии воображения детей дошкольного возраста. С помощью сказок взрослый показывает ребенку простые истины в отношении людей и окружающего мира в доступной форме. С помощ...

Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций
Сегодня, как никогда актуален вопрос нравственно‐этического воспитания детей, формирования у них нравственных качеств, таких как: порядочность, совестливость, отзывчивость, доброта, уважение к памяти ...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...