Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций
материал (старшая, подготовительная группа)

Гололобова Анна Михайловна

Сегодня, как никогда актуален вопрос нравственно‐этического воспитания детей, формирования у них нравственных качеств, таких как: порядочность, совестливость, отзывчивость, доброта, уважение к памяти предков, семейным ценностям, почитание родителей, знание традиций своего края, природного окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций

Сегодня, как никогда актуален вопрос нравственноэтического воспитания детей, формирования у них нравственных качеств, таких как: порядочность, совестливость, отзывчивость, доброта, уважение к памяти предков, семейным ценностям, почитание родителей, знание традиций своего края, природного окружения.

Расширить границы опыта по восприятию мира, усвоить нормы и культурные традиции своего народа, познакомиться с его природным и духовным богатством дети могут, слушая сказки.

Народ своим бытованием создал драгоценный багаж знаний о природе развития и воспитания человека. Духовные сокровища предков передавались в рассказах, пересказах, пословицах, поговорках, сказках, которые несли с собой любовь к Родине, природе, людям, к матери. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ценностно-нравственные понятия - честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивает нравственные нормы, ценностные ориентиры жизненного пути.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это происходит потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Следовательно, сказка не разрушает личность, а созидает.

Народная сказка отвечает всем потребностям ребенка. Ее основная мысль, идея выражена с помощь метода «активной наглядности» - путем развертывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера, будь то доброта, смелость или трусость, и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить свое отношение к ним, дать правильную оценку их поведению.

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны, например, Баба Яга, и поведение и поступки, характеризуют ее с плохой стороны. Развивая перед детьми картинку борьбы со злом, несправедливостью, сказка учит, что, не смотря на неудачи и препятствия, нужно верить в конечное торжество справедливости.Но чтобы не происходило в сказке, всегда все заканчивается хорошо, а все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более мудрыми, сильными.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных («Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказке «Мужик и медведь». Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить выражение различным эмоциям и чувствам. Путешествия по сказкам пробуждает фантазию, образное мышление, дают простор творчеству.

Подбирая произведение, следует ориентироваться на то, что оно доступно пониманию детей, что в дошкольном возрасте уже можно сделать выводы, т.е. извлечь нравственный урок. В сказках дети могут найти аналогии тому, что отражено в пословицах.

Например, сказка «Репка»: «Там, где дружат, живут – не тужат». «Кот и петух»: «Друг познается в беде». «Теремок»: «В тесноте да не в обиде». «Заюшкина избушка»: «На чужой каравай рот не разевай» и др.

Рассуждения  ребенка о поступках героев сказок дают ему возможность проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, «слова и

помышления, направив их в нужное русло».

Проигрывая сказки, дошкольники осознают значимые ценности: доброту, красоту, отзывчивость, сострадание, учатся понимать поведение героев и изменять свое, выражать эмоции, действовать сообща. Именно эти качества личности педагогам предлагается развивать у детей, реализуя образовательные области федерального государственного образовательного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских сказок.

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Опыт педагогической работы «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Проект «Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»АктуальностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторо...

Проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу" (Самарская область)

проект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с животными Красной книги (Самарской области),  а также сформировать у них ценностное к ним отношение...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности....

Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ

Статья на тему "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"

Статья "Технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью в условиях ДОУ"...