"Учимся по сказке"
презентация по развитию речи на тему
Использование мнемотаблиц при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_po_skazke.pptx | 1.2 МБ |
skazka_i_mnemotehnika.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,сказки , сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся сказка(стихотворение, пословица, загадка) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами коллег, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Как любая работа, мнемотехника, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям( Соответственно возрасту).
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные, четкие, понятные мнемотаблицы , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга) , медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не от влекать внимание на яркость символических изображений.
При ознакомлении с художественной литературой (а именно со сказками) я широко использую мнемотехнику. В самом начале я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты , благодаря им дети усвоили , что каждый предмет или герой сказки имеет название, научились рассматривать эти изображения, называть их последовательно и сравнивать.
Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща .
Для детей более старшего возраста, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о животных, овощах, фруктах и т.д., рассказов о временах года, правилах поведения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения материала; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной сказке.
.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры , рассказывать знакомые сказки и придумывать свои, учить стихи, отгадывать загадки и т.д. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: -модель должна отображать обобщённый образ предмета; -раскрывать существенное в объекте; -замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
1 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.» Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. На появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Развитие речи невозможно без развития памяти. У детей память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания необходимо использовать определенные приемы. В этом помогает мнемотехника. 2Мнемотехника – это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации(искусство запоминания).
Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа
3 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение (сказка, пословица, загадка) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком.
Вспомним себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит! А привычные картинки на детских шкафчиках? Это ведь тоже пример мнемотехники, применяемая в стенах детских садов очень давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами коллег, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
4 Как любая работа, мнемотехника, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям(Соответственно возрасту). 5 Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные, четкие, понятные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная и т.д.
Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
6 При ознакомлении с художественной литературой (а именно со сказками) я также широко использую мнемотехнику. В самом начале я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили , что каждый предмет или герой сказки имеет название, научились рассматривать эти изображения, называть их последовательно и сравнивать.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. Я считаю, что на начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
7 Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
8 Для детей более старшего возраста, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о животных, овощах, фруктах и т.д., рассказов о временах года, правилах поведения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения материала; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
9 Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры(Например, исключив одно звено из мнемотаблицы, дать возможность детям отгадать какое иненно убрали звено ,или самим по порядку разложить мнемоквадраты в правильной последовательности),можно пересказывать сказки, сочинять их самим, учить стихи, отгадывать загадки и тд
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
-модель должна отображать обобщённый образ предмета;
-раскрывать существенное в объекте;
-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Рассказывание сказки превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Чему учит нас сказка"
Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добр...
Учимся по сказке
консультация для педагогов...
Цикл занятий "Учимся по сказке"
"Я и мои эмоции", "Учимся по сказке"...
Учимся сочинять сказку!
Рекомендации по сочинению детьми сказок....
Мастер - класс для родителей "Учимся у сказки"
формы работы по развитию интереса у дошкольников к чтению сказок....
Учимся рассказывать сказки
Педагогический проект "Учимся рассказывать сказки " Cоставила: воспитатель Муркина О.В.Cтаршая группаДоброта должна стать таким жеобычным состоянием человека, как мышление.Она должна в...
Учимся по сказке для детей подготовительного возраста
Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. ...