Учимся по сказке для детей подготовительного возраста
статья на тему
Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой -главным видом деятельности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_po_skazke.odt | 435.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся по сказке
(мнемотаблицы и мнемодорожки — основные помощники мнемотехники)
Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой -главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказкутмы знакомим ребенка не только с окружающим миром, но и обучаем правильному звукопроизношению (с помощью мнемотаблиц или мнемодорожек), выполняем разные игровые задания, которыеспособствуют интеллектуальному развитию. Сказки используем в течение года. В перспективном планировании с сентября по май. Определенная сказка рассматривается один месяц. Например: в сентябре - «Аленушка и лиса», в октябре - «Петушок и бобовое зернышко» и т. д. В данной работе нам помогают мнемотаблицы и мнемодорожки. Мнемотаблицы в качестве дидактического материала занимают особое место в работе с детьми.
Мнемотаблица-это схема, в которую заложена определенная информация. Владение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. Преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Как работать с мнемотаблицами.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:
I этап.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II этап.
Осуществляется так называемое перекодирование информации т. е. Преобразование из абстрактных символов в образы, например:
III этап.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки, с опорой на символы (образы), т. е. Происходит обработка метода запоминания.
Например, «стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в неммышка- норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лтса-краса, волк-зубамищелк,затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился.
При этом пересказ текста могут вести сами дети, прибегая к помощи взрослого или пересказывать вместе с воспитателем.
IV этап
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V этап
Каждая таблица может быть воиспроизведена ребенком при ее показе ему. При рассказе сказки основной упор делается на изображении главных героев. Детям раздают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?»
«Про кого эта сказка?»
Для детей лучше давать цветные таблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы:
- лиса-рыжая плутовка,
- циплята желтого цвета,
- у петушка-хохолок красного цвета
- елочка-зеленая,
- солнышко-желтое и т.д.
Опорным в таблице являются изображения главных героев сказки, через которые идет понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, т. е. можно изобразить все то, что мы посчитаем нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятнодетям.
Поставив перед собой цель-ознакомить детей с характерными особенностями времен года, следует научить детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.
Пример: стало светить яркое, теплое солнышко, стали таять сосульки, они заплакали, появились лужи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий сказки для детей подготовительной к школе группы "Как лиса и волк дружить учились"
Сценарий предназначен для работы с детьми подготовительной к школе группы. Действующих лиц - 7. Но, при желании, можно расширить число участвующих в сказке ребят. Например волка и лисы может быть не о...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.
Познакомить детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительного возраста. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»....
Сценарий новогоднего праздника «Волшебная сказка» Для детей подготовительного возраста.
Сценарий новогоднего праздника «Волшебная сказка» Для детей подготовительного возраста. ...
Чему нас учит природа - презентация для детей подготовительного к школе возраста
Презентация знакомит детей подготовительного к школе возраста с тем, чему учит нас природа....
Конспект интегрированной ООД по сказке В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», для детей подготовительного возраста с ТНР, с элементами сказкотерапии, с участием родителей.
Конспект для групп компенсирующей направленности, для детей с тяжелыми нарушениями речи, подготовительного возраста. Использовать конспект можно для проведения занятий по речевому развитию или изучени...