игры по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Любовь Юрьевна Баранова

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Комбинированного вида детский сад № 39

Игры по развитию речи

                                                                               Составила: Баранова Л.Ю.

                                                                            Должность: Воспитатель

Пгт. Ильский

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребенок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку ,

Называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с желтой полоской и т.д.»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать  этот предмет

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит  и назовет

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход:

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда ее хвалят, обращают внимание на ее одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем ее платье, туфельки, носочки.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с  субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, Щетка, утюг. Кисть, веник, игрушка-птица Сорока.

Ход.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (Воспитатель раскладывает предметы).

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку-звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Все что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (почистить, погладить, покрасить)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

Дети называют и приносят все предметы.

Сорока благодарит и улетает.

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в четком произношении слов.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

-К вам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что помогают делать Оле.

Кукла идет по столу. Воспитатель указывает на ее ноги.

-Что это? ( это ноги)

-Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) Далее указывает на другие части тела и задает аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют, зубы, жуют, кусают, грызут.., глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского)рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В  разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребенок вместе  с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», -и кидает кубик. На верхней грани- например самолет.

Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолета.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребенок распевает главные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход.

Воспитатель. Однажды жуки, бабочки кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми  выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: о-о-о. (Дети пропевают мелодию на звук О.) Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках-И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и  начали распевку  со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребенок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И  так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах  и т.д.)

Ход.

Пять шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий садовник говорит: «я так давно не видела чудесный белый цветок с желтым глазом, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встает и делает шаг вперед. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлив, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовет»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.

Например:

-Что можно сказать  о самолете? (летит, гудит, поднимается)

-Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

-Что можно сказать о дожде? (идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Козлята и волк»

Цель: Заканчивать сказку по ее началу.

Материал: Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....