Тема: «Зимушка - волшебница»НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Мацкевич Татьяна Сергеевна

Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать  существительные  с  прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimushka_-volshebnitsa.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимушка - волшебница»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.

Воспитатель: Мацкевич Татьяна Сергеевна


ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций);
Двигательная (физкультминутка под музыкальное сопровождение);
Игровая (дидактические игры);
Чтение художественной литературы (загадки);
Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор).
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.

 В ИНТЕГРАЦИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:
В ходе непосредственно образовательной деятельности решались

ЗАДАЧИ:  Речевого развития

 - Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать  существительные  с  прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.

 Познавательного развития

- способствовать формированию представлений о зиме, об  изменениях в природе зимой, содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления, расширение кругозора детей,
-Cоциально – коммуникативного развития

 - способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний,  умению выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций. Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, развитие игровой деятельности: игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения,

Художественно – эстетического развития

- формирование интереса к чтению(рассказыванию)загадкам, стихотворению,
Физического развития

 -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: физкультминутка.

ЦЕЛЬ: Развитие  связной,  грамматически  правильной  диалогической  и монологической речи с использованием дидактических игр.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-формировать умение детей выделять характерные признаки зимы: холодно, морозно, идёт снег; погодные явления: снегопад, вьюга, метель, позёмка,
- ввести в словарь детей слова: метель, вьюга
- упражнять детей в рассказывании стихотворения по мнемотаблице;
-учить детей работать в группе,
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
- способствовать развитию любознательности;
- развивать речь, наглядно-образное мышление, зрительное, фонематическое восприятие, внимание, мыслительные операции: анализа и выделение лишнего..
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ:  снегопад, метель, вьюга

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
-воспитывать дружелюбные отношения друг к другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: элементарные опыты со снегом, водой,  
наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;

  Чтение произведений о зиме: наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;

 С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима»)

 малоподвижные игры: « Ветер и снежинки», «Морозная зима»

 дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».

 Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, нетрадиционное рисование на тему «Лес в инее».
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; магнитофон, аудиозапись «Вьюга», коробка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, снеговик.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные: показ мультимедийной презентации, рассматривание демонстрационного, дидактического материал, использование подарков  от зимы – сосулька, снежинка, снежок, снеговик.

 словесные (вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка), практические (игровые упражнения, дидактические игры, опорные карточки, схема).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: индивидуальная, подгрупповая.
ЦЕНТР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповое пространство

СОДЕРЖАНИЕ НОД
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.
Задачи: создание атмосферы психологической безопасности.
Приветствие, установление зрительного контакта.
Игра «Приветствие».

Собрались все дети в круг    

Я твой друг, и ты мой друг.                                     

Вместе за руки возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

Скажем: «Доброе утро!»

2. ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Задачи: организация направленного внимания.
Дети располагаются в кругу, помогают в подготовке материала к деятельности, задают вопросы.
3. МОТИВАЦИОННО - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Задачи: формирование представлений о предстоящей деятельности.
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Задачи: актуализация имеющихся знаний, представлений.
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.

«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки. Загадка:

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … »

Дети: Зима.

Слайд. Волшебница Зима.  

Воспитатель: Ребята, а  как  вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? ( ответы детей) 

Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку.( Воспитатель открывает коробочку). Молодцы, вы справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима!

Воспитатель: ребята мне с вами разговаривать будет удобно сидя на стульчике, а вам?

- Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка: «Белая морковка зимой растет?»

Дети: Сосулька.

Воспитатель достает сосульку из коробочки, показывает детям.

Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте  опишем разными словами, какая зима бывает.  А помогут вам в этом картинки на экране.

Проводится дидактическая игра «Укрась слово». ( Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к  заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает) .

Слайд. Сосулька. 

Воспитатель: Сосулька  какая? 

Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая… 

Слайд. Зима. 

Воспитатель: Зима какая?

Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная… 

Слайд .Снег.

Воспитатель: Снег какой? 

Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый… 

Слайд. Снежинка.

Воспитатель: Снежинка какая? 

Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая… 

Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:

С неба падают зимою 

И кружатся над землею 

Легкие пушинки, 

Белые... 

Дети: Снежинки

Воспитатель достает снежинку.

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам  игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.) 

Игра «Ласковая снежинка»

Зима – зимушка, 

Заяц – зайчик

Снег – снежок

Снежинка - снежиночка

Лиса – лисичка

Белка – белочка

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

сидим

Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите,  если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?

Дети: Снегопад.  

Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? 

Дети: Метель, вьюга.

Слайд: Метель. 

Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга.

Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги.

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? Как завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХРХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети: С – С - С - С!

Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?» 

Дети: Снежок. 

 Слайд : Снежок. 

 ОСНОВНОЙ ЭТАП: ПРОВЕРКА ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ, СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ.
Воспитатель достает из сундучка снежок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А если надеть рукавицы снежок растает? 

Ответы детей.

 Воспитатель: Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло. Давайте поиграем с нашим снежком,

Слайд : Игра в снежки. 

 Физкультминутка «Снежки»:

Раз, два, три, четыре                            дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили.                  руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий            имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий.                грозят пальчиком

Раз – подбросим,                                  прыжки вверх

Два – поймаем                                      приседают

Три – уроним                                        наклон

И…. сломаем.                                        топают

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок  дала нам зима! Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька;

Палки-руки вставим ловко:

Лепим мы...

Дети: Снеговика.

Воспитатель достает  снеговика.

Воспитатель: Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение».

1.Утром все белым – бело, потому что… 

2.На улице все скользили и падали, потому что… 

3.Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что… 

4.Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что… 

5.Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…   

 Воспитатель: Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет  говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Дети встают в круг.

Слайд: Зима.

Дидактическая игра «Зимние слова».

Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте зимушку- зиму отблагодарим и расскажем ей стихотворение!

Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.

        Заключительный этап.

 Слайд:  Мнемотаблица по стихотворению. 

Стихотворение «Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

 7. Рефлексивно – корригирующий этап.
Задачи этапа: формирование навыков самоконтроля.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Саша отвечал полными предложениями, Катя вспомнила много красивых слов о зиме, Дима выразительно рассказал стихотворение. Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.

Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, зак...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Конспект НОД с детьми старшего возраста Тема: «Зима - любимое время года». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область. «Познание».

Цель:  Закрепить знания  детей о временах года. Обобщить представления детей о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект организованно- образовательной деятельности образовательная область: « Познавательно речевое развитие ». тема: « Весенние цветы ».

На этом занятии , дети учатся узнавать и называть характерные признаки весны; расширять представления детей о весенних растениях;Задачи:...