Тема: «Зимушка - волшебница»НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zimushka_-volshebnitsa.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимушка - волшебница»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
Воспитатель: Мацкевич Татьяна Сергеевна
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций);
Двигательная (физкультминутка под музыкальное сопровождение);
Игровая (дидактические игры);
Чтение художественной литературы (загадки);
Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор).
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
В ИНТЕГРАЦИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:
В ходе непосредственно образовательной деятельности решались
ЗАДАЧИ: Речевого развития
- Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
Познавательного развития
- способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой, содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления, расширение кругозора детей,
-Cоциально – коммуникативного развития
- способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций. Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, развитие игровой деятельности: игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения,
Художественно – эстетического развития
- формирование интереса к чтению(рассказыванию)загадкам, стихотворению,
Физического развития
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей: физкультминутка.
ЦЕЛЬ: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи с использованием дидактических игр.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-формировать умение детей выделять характерные признаки зимы: холодно, морозно, идёт снег; погодные явления: снегопад, вьюга, метель, позёмка,
- ввести в словарь детей слова: метель, вьюга
- упражнять детей в рассказывании стихотворения по мнемотаблице;
-учить детей работать в группе,
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
- способствовать развитию любознательности;
- развивать речь, наглядно-образное мышление, зрительное, фонематическое восприятие, внимание, мыслительные операции: анализа и выделение лишнего..
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ: снегопад, метель, вьюга
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
-воспитывать дружелюбные отношения друг к другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: элементарные опыты со снегом, водой, наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;
Чтение произведений о зиме: наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;
С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима»)
малоподвижные игры: « Ветер и снежинки», «Морозная зима»
дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».
Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, нетрадиционное рисование на тему «Лес в инее».
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; магнитофон, аудиозапись «Вьюга», коробка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, снеговик.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные: показ мультимедийной презентации, рассматривание демонстрационного, дидактического материал, использование подарков от зимы – сосулька, снежинка, снежок, снеговик.
словесные (вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка), практические (игровые упражнения, дидактические игры, опорные карточки, схема).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: индивидуальная, подгрупповая.
ЦЕНТР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповое пространство
СОДЕРЖАНИЕ НОД
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.
Задачи: создание атмосферы психологической безопасности.
Приветствие, установление зрительного контакта.
Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем: «Доброе утро!»
2. ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Задачи: организация направленного внимания.
Дети располагаются в кругу, помогают в подготовке материала к деятельности, задают вопросы.
3. МОТИВАЦИОННО - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Задачи: формирование представлений о предстоящей деятельности.
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Задачи: актуализация имеющихся знаний, представлений.
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки. Загадка:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … »
Дети: Зима.
Слайд. Волшебница Зима.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? ( ответы детей)
Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку.( Воспитатель открывает коробочку). Молодцы, вы справились с заданием! Посмотрим, что же подарила нам зима!
Воспитатель: ребята мне с вами разговаривать будет удобно сидя на стульчике, а вам?
- Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка: «Белая морковка зимой растет?»
Дети: Сосулька.
Воспитатель достает сосульку из коробочки, показывает детям.
Воспитатель: А почему сосульку сравнивают с морковкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки на экране.
Проводится дидактическая игра «Укрась слово». ( Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам. К кому из ребят дотронется сосулька, тот и отвечает) .
Слайд. Сосулька.
Воспитатель: Сосулька какая?
Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Слайд. Зима.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Слайд .Снег.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый…
Слайд. Снежинка.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая…
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
Дети: Снежинки
Воспитатель достает снежинку.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка - снежиночка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
сидим
Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?
Дети: Метель, вьюга.
Слайд: Метель.
Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга.
Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги.
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?»
Дети: Снежок.
Слайд : Снежок.
ОСНОВНОЙ ЭТАП: ПРОВЕРКА ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ, СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ.
Воспитатель достает из сундучка снежок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А если надеть рукавицы снежок растает?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло. Давайте поиграем с нашим снежком,
Слайд : Игра в снежки.
Физкультминутка «Снежки»:
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, прыжки вверх
Два – поймаем приседают
Три – уроним наклон
И…. сломаем. топают
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок дала нам зима! Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:
Три шара, ведро, морковка
И для глаз - два уголька;
Палки-руки вставим ловко:
Лепим мы...
Дети: Снеговика.
Воспитатель достает снеговика.
Воспитатель: Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их продолжить. Готовы?
Дидактическая игра «Закончи предложение».
1.Утром все белым – бело, потому что…
2.На улице все скользили и падали, потому что…
3.Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что…
4.Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что…
5.Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что…
Воспитатель: Давайте еще поиграем со снеговиком. Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой, и топать ногами, если слово не относится к зиме.
Дети встают в круг.
Слайд: Зима.
Дидактическая игра «Зимние слова».
Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько подарков принесла нам зима! Понравились они вам? А теперь давайте зимушку- зиму отблагодарим и расскажем ей стихотворение!
Дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице.
Заключительный этап.
Слайд: Мнемотаблица по стихотворению.
Стихотворение «Зимняя прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
7. Рефлексивно – корригирующий этап.
Задачи этапа: формирование навыков самоконтроля.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Саша отвечал полными предложениями, Катя вспомнила много красивых слов о зиме, Дима выразительно рассказал стихотворение. Давайте скажем Зимушке - зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки и возьмем их с собой на прогулку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.
Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, зак...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Технологическая карта НОД в подготовительной группе интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Форма проведения: морское путешествие Тема: «Остров сокровищ»
Тенхнологическя карта НОД по теме: "Морское путеществие "Остров сокровищ"...
Конспект организованно- образовательной деятельности образовательная область: « Познавательно речевое развитие ». тема: « Весенние цветы ».
На этом занятии , дети учатся узнавать и называть характерные признаки весны; расширять представления детей о весенних растениях;Задачи:...
Конспект занятия. Тема: «Люблю березку русскую» Образовательные области: «Познавательное/Речевое/Художественно-эстетическое развитие»
Аннотация к занятию Интегрированное занятие по теме: «Люблю березку русскую» проводится с детьми подготовительной группы с целью сформировать представление детей о березе...