презентация "Развитие связной речи младших дошкольников через дидактические игры"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
презентация "Развитие связной речи младших дошкольников через дидактические игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stabrova_e.s._.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игр а – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Развитие связной речи в системе моей работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Форма организации деятельности подгрупповые, индивидуальные групповые, подгрупповые, индивидуальные подгрупповые, индивидуальные групповые, подгрупповые, индивидуальные Д еятельность Использование сопровождающей речи: - на утренней гимнастике, - во время умывания, -во время дежурства, -на прогулке , -прослушивание детьми сказок перед сном . - Музыкальные игры с действиями и словами. НОД при применении наглядных, практических, словесных методов для формирования и развития связной речи Различные ролевые и дидактические игры на развитие связной речи. Наблюдение за свободной речью детей и своевременное исправление ошибок. Консультации для родителей об особенностях развития речи у детей. Родительские собрания. Индивидуальные беседы . Совместные мероприятия, дни открытых дверей.
Виды дидактических игр Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде ?», « Что сначала, что потом ?», « Что кому нужно?», «Лото », « Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось ?», « Найди и назови», «Магазин », « Чьи это детки », « Кто скорее соберет?» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож – не похож», »Кто больше заметит небылиц », «А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Использование игр в работе по развитию речи Падежное управление «Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много» «Кого не стало?», «Один – много» «Кто к кому в гости пришел?», «Угощение» «Кого я люблю?», «Кого любит мама?» «Кто кем любуется?», «Кто кем работает?» «Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?» Предлоги «Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?» Словообразование «Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет ?», «Построй по росту», «Раздели на команды» Родовые понятия «Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование) Лексика «Классификация», «Четвёртый лишний» Связная речь «Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе», «Дай определение словам», «Дай действие словам»
Общие цели игр: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; формирование навыков построения связных диалогических и монологических высказываний; целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Дидактическая игра «Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать рассказ, сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас. Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.
Дидактическая игра «Нарисованный рассказ » Цель игры : развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы о предметах с помощью схем, развивать внимание, мышление, память. Ход игры : пользуясь схемой составлять описательный рассказ о предмете, соблюдая последовательность.
Дидактическая игра «Забывчивый покупатель» Цель игры: закреплять навыки составления- рассказа и описания. Ход игры: другой вариант игры с опорными схемами и муляжами. Детям предлагается составить рассказ о предмете не называя его.
Дидактическая игра «Мои первые предложения». Цель игры: составление детьми простых предложений, развитие логического мышления, зрительного внимания и мелкой моторики рук. Ход игры: маленькие карточки раскладываются на столе, игроки (2-4 ребёнка) выбирают себе большие карты. Необходимо к большим картам подобрать и присоединить маленькие. Кто быстрее – тот победитель и объясняет свой выбор остальным.
Дидактическая игра «Сказочное лото » Цель игры: развитие зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, развитие связной речи. Ход игры: игрокам предлагаются большие карты и маленькие соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки , тот и выиграл и рассказывает о том, что на его карточке.
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель игры : развитие слухового внимания и дополнять предложение словом противоположного значения, развивать память, речь. Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а перец - ……. Дорога широкая, а тропинка - ……….. Лед тонкий, а ствол - …………
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель игры : учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета. Ход игры: В конвертиках находятся иллюстрации по сказкам, с указанием количества картинок (чтобы не потерялись). Дети получают по одному конверту. Они должны разложить картинки по развитию сюжета, назвать свою сказку и кратко рассказать содержание. (Можно использовать как часть занятия, а можно в свободной деятельности).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Чудесный сундучок» Цель игры : закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах. Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит: Я-чудесный мешочек, Всем ребятам я — дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. Дети складывают в мешочек предметы. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
Дидактическая игра «Дай определение словам», «Дай действие словам» Цель игры : активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления. Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама(какая?) -добрая, ласковая, строгая….. Праздник (какой?) – веселый, долгожданный…. Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует….
Дидактическое пособие «Цветик семицветик » игры: « Какой предмет ?», « Приготовим сок ?», «Сварим суп», «Нарежем салат», «Волшебный цветок»
В заключение… Мы, педагоги, всегда должны стремится к правильной, осознанной и активной речи детей, т.к. именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ через дидактическую игру
Консультация для педагогов...
Развитие связной речи младших дошкольников через дидактическую игру.
Это мастер-класс, может быть кому-то будет интересно посмотреть....
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ
Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним....
План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень полезный материал.
Очень полезный материал. Спасибо.