Конспект занятия по речевому развитию "Подарки от волшебницы Зимы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podarki_ot_zimy.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для средней группы
«Подарки от волшебницы Зимы».
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
-Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой.
-Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, умению выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
-Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
-Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления.
-Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало – я белым одеялом…», сосульке «Белая морковка зимой растет?», снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»;
Вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»;
Беседа о признаках зимы;
Наглядные: мультимедийная презентация, подарки от зимы – сосулька, снежинка, снежок, снеговик
Игровой момент – коробка - подарок с письмом от Зимушки- зимы
Игра «Приветствие»
Игра «Ласковая снежинка»
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»
Физкультминутка «Снежки»
Продуктивная деятельность «Блины»
Рефлексия
Средства: мультимедийное оборудование; мультимедийная презентация; магнитофон, аудиозапись «Вьюга», коробка с подарками, письмо, атрибуты –сосулька, снежинка, снежок, сковородка.
Предварительная работа:
Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».
Ход занятия.
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Игра «Приветствие».
-Здравствуй, небо голубое, - руки поднять вверх
Здравствуй, солнце золотое, - нарисовать в воздухе солнце ладошками
Здравствуй, легкий ветерок, - машем руками над головой
Здравствуй, беленький снежок, - машем руками впереди себя
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз! Сегодня утром, когда я пришла в группу, то на окне увидела коробочку, а на ней записка. Интересно вам узнать, что в ней? Тогда давайте прочитаем записку.
«Дорогие ребята! Пишет вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете, то коробочка откроется, и вы найдете в ней мои подарки.
Загадка:
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … »
Дети: Зима.
Слайд. Волшебница Зима.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильно ли вы отгадали загадку и откроем коробочку. Молодцы, вы справились с заданием!
- Ребята, отгадайте, что я первым достану из сундучка:
«Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Лишь солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет?»
Дети: Сосулька.
Слайд. Сосулька.
Воспитатель: Сосулька - какая?
Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Слайд. Зима.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки на экране.
Проводится дидактическая игра «Опиши словами».
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Слайд .Снег.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый…
Слайд. Снежинка.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая…
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму. Молодцы! Давайте еще раз заглянем в сундучок. Что здесь? Отгадайте:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
Дети: Снежинки
Воспитатель достает снежинку.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка - снежиночка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?
Дети: Метель, вьюга.
Слайд .Метель.
Воспитатель: Давайте послушаем, как воет вьюга.
Воспитатель включает звукозапись с завыванием вьюги.
Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы! Теперь посмотрим, что еще есть в сундучке: « Холодный кругленький комок. Как же зовут его?»
Дети: Снежок.
Слайд . Физкультминутка «Снежки»:
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, прыжки вверх
Два – поймаем приседают
Три – уроним наклон
И…. сломаем. топают
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Понравилось вам играть со снежком? Хороший подарок дала нам зима! Давайте еще заглянем в сундучок! Слушайте загадку:
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают?
Дети: Блины.
-Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
-С пылу с жару подаются блины на стол.
- Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
-Но самое главное — это блины! Зимушка-то тесто налила, а испечь позабыла. Как же она будет сырыми блинами угощать? Как мы можем помочь Зимушке?
(Предложить детям присесть за столы и раскрасить блины краской. Звучит русская народная песня «Мы давно блинов не ели»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте зимушку отблагодарим и скажем ей «Спасибо»
Итоги. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какие подарки получили от зимы? Что вам понравилось? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.
Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет. - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебница Зима»
Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. ...
Конспект занятия в первой младшей группе "Волшебница Зима"
Задачи:создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира;поддерживать и развивать интерес детей к совместному с взрослым и с...
Конспект занятия по речевому развитию на тему: "Зимующие птицы"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Зимующие птицы"...
Конспект ОД по речевому развитию «Пришла волшебница-зима» (подготовительная к школе группа)
Занятие посвящено отработке речевых задач по лексической теме "Зима"....
конспект занятия "И вот сама, идет волшебница зима."
Создание условий для формирования у детей знаний и представлений о времени года - зима: зимних явлениях средствами разнообразных видов деятельности....