конспект занятия "И вот сама, идет волшебница зима."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Монид Любовь Евгеньевна

Создание условий для формирования у детей знаний и представлений о времени года -  зима: зимних явлениях средствами разнообразных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_vot_sama_idet_volshebnitsa_zima.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

   МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11»

воспитатель: Монид Любовь Евгеньевна

средняя группа общеразвивающей направленности

 

                                Сценарный план мероприятия (конспект)

«И вот сама идет волшебница зима…»

реализация образовательной области «Познавательное развитие»

интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

     Цель: создание условий для формирования у детей знаний и представлений о времени года -  зима: зимних явлениях средствами разнообразных видов деятельности.

    Задачи:

образовательные:

- систематизировать представления детей о времени года – зима, о характерных признаках и явлениях зимы (холодно, морозно, снег покрыл землю, деревья стоят голые; свойства снега: белый, холодный, пушистый) через познавательную деятельность

 - расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе в зимний период; о жизни животных и птиц; 

- учить проговаривать и повторять вместе с воспитателем;  

- продолжать учить детей говорить фразами, отвечать на вопросы, обогащать лексику;

развивающие:

- развивать умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, зависимость между состоянием природы, растительным, животным миром;

- развивать эмоциональное состояние детей, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться волшебством времени года зима;

- развивать психические процессы: внимание, память детей, наглядно-образное мышление, а именно продолжать развивать умение сравнивать и обобщать;

- развивать художественное восприятие для формирования целостной картины на материале чтения стихотворения, отгадывания загадок, рассматривания иллюстраций; выполнение узора из снежинок;

воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к растительному и животному миру,

- воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость,

- воспитывать у детей умения взаимодействовать друг с другом;

Ход:

     

     Мультимедийное сопровождение на протяжении всего мероприятия (наглядный метод)

      Вводная часть: Организационный момент. Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. Какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое). Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам передать свое хорошее настроение друг другу. Дети говорят вместе с воспитателем:

Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся.

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Доброе утро нашим гостям!!! (Словесный метод, прием – ритуал приветствия).

     Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла к вам в детский сад, заметила, как на улице стало холодно и падают снежинки. А давайте вместе подойдем к окну и посмотрим, что изменилось на улице, на нашем участке? (подходим к окну, встаем полукругом).

     Воспитатель: Ребята, какие изменения вы видите? Ответы детей: (Все покрыто снегом – земля, деревья, крыши домов, с деревьев опали последние листочки). (наглядный метод)

    Воспитатель: Ребята, а на нашем дереве еще остались листочки, посмотрим (подходим к дереву). Остались листочки…. Давайте, представим, что мы с вами ветер и подуем на листочки. Вместе, набрали воздуха и фуууу…Вот и на нашем дереве не осталось листьев. А что осталось? (Остались снежинки). (наглядный метод и прием создания здоровьесберегающего процесса). Наступила – настоящая зима.

     Основная часть: Воспитатель: Мы с вами поговорим о времени года – зима, что изменилось в лесу зимой. Как живут лесные звери и птицы в зимнее время? А вы мне в этом поможете? Ответы детей: (да, поможем).

     Звонок…. Воспитатель: Интересно, кто это?  

     Появляется на экране Снеговик: обращается к детям: «Здравствуйте, мои друзья! Я знаю, что Вы самые умные и любознательные. Мне нужна Ваша помощь. Расскажите мне про время года – зима, а я Вам приготовил, сюрприз. Конверт с первым заданием вы найдете около Вашего дерева. Ваш друг Снеговик» (наглядный метод, прием – сюрпризный момент).

      Воспитатель: Ребята, поможем Снеговику? Поможем. Мы с Вами справимся. Но сначала, что надо нам найти? Конверт! Где лежит конверт? Около дерева.

     Находим конверт, воспитатель читает: Мои маленькие друзья! Вам надо найти картину со временем года – зима, (дети отбирают картины), (наглядный и словесный метод). Ставим на подставку картину – зима. Первое задание мы выполнили? Да, выполнили, нашли картинку с временем года – зима.

    Воспитатель: Посмотрите, какой красивый зимний лес. Все засыпано снегом. Деревья одели белый наряд, как на нашем участке. Какое время года наступило? (наступила зима).

     Воспитатель: Зима, зимушка, зима, Снега много намела,

     Как хорошо зимой в лесу, ходить по белому снежку (прием художественное слово)

     Воспитатель: Зима – это белое покрывало снега. Деревья, покрытые снежными шапками, — все это создает хорошее, веселое настроение. У нас с Вами хорошее настроение? Да, хорошее и веселое.

     Воспитатель: Ребята, садитесь, кому где удобно (дети садятся на стулья, перед экраном)

     Основная часть.

     Воспитатель: Ребята, кому нам надо помочь? (Снеговику).  Про что ему надо нам рассказать? (Про время года – зима).

     Скажите, какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

     А сейчас будем с вами отгадывать зимние загадки:

     На дворе горой, а в избе водой (снег) Молодцы! Правильно!

     Белые бабочки крыльями не машут, белые бабочки в воздухе пляшут (снежинка)

     Мы слепили снежный ком, шляпу сделали на нем, нос приделали, и вмиг Получился (снеговик)

      Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, (наглядный и словесный метод).

      Воспитатель: А сейчас, поиграем в игру, которая называется «Зимние волшебные слова». Но для этого нам надо встать в круг. Слушайте внимательно, я буду говорить слова, но, если вдруг вы услышите слово про время года - зима, то сразу хлопайте в ладоши. Хорошо? Итак, начинаем (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, бабочки, перчатки, тюльпан, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, снегири, загорать, снегопад, дождь, коньки). Дети хлопают, если услышали слово про время года – зима (словесный метод)

     Какие вы молодцы! А теперь потанцуем вместе с веселыми снеговиками.

     Динамическая пауза «Снеговик» (дети танцуют под музыку) Молодцы! Продолжаем (практический метод и прием создания здоровьесберегающего процесса)

     Что можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, холодная, волшебная.)

     А какой снег? (белый, холодный, пушистый)

     Можно его есть (нет) Почему? (можно заболеть)

     Как выглядят деревья зимой? На них есть листья? (деревья стоят голые, листья опали, ветки покрыты снегом). А какие деревья зимой остаются зелеными? (елка, сосна)

     Кто хочет подойти к столу и найди картинку с изображением елки… Давайте, закрепим ее на магнитной доске. -  

     Лес как будто спит под белым, пуховым одеялом. Какие животные ложатся спать зимой? Кто же это может быть (медведь). Где медведь спит? (в берлоге) – Когда он проснется? (весной). Ребенок по желанию подходит к столу, находит картинку с изображением медведя. Закрепляет ее на магнитной доске.

     А какое еще животное спит зимой? (ежик). Где спит ежик? (в норке). Из чего сделана норка ежика? (из листьев и прутиков).

    Кто теперь подойдет к столу найти картинку с изображением ежика. Давайте, закрепим ее на магнитной доске. (словесный, наглядный и практический метод)

    Чтобы наши глаза отдохнули, мы сделаем гимнастику (дети проговаривают слова вместе с воспитателем в соответствии с текстом).

Гимнастика для глаз        «Елка»

      Вот стоит большая елка (Выполняют круговые движения глазами)

      Вот такой высоты (Посмотреть снизу - вверх)

      У нее большие ветки. Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

      Есть на елке даже шишки (Посмотреть вверх.)

      А внизу – берлога мишки.  (Посмотреть вниз.)

      Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз) (словесный и практический метод и прием создания здоровьесберегающего процесса))

     Какие животные меняют цвет шерсти зимой? (заяц, белка, лиса. Какого цвета был заяц летом? (серый). А каким стал зимой? (белым). Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса). Какого она цвета была летом? (рыжая) А зимой какого цвета ее шерсть? (серая, коричневая) А какое еще животное меняет цвет своей шубки? (белка, была оранжевая, стала серая, темная).

     Дети по желанию подходят к столу и находят нужную картинку с изображением … закрепляют ее на магнитной доске. (словесный, наглядный и практический метод)

      Я предлагаю вам сделать гимнастику. Встаем вместе в круг, вокруг себя повернитесь, и в зайчиков повернитесь.

Физкультминутка «Зайка беленький»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать Вот так, вот так надо зайке поскакать. Зайку волк испугал зайка тут же убежал. Вокруг себя повернитесь, и в ребяток повернитесь.  (словесный, практический метод и прием создания здоровьесберегающего процесса)

     А какие птицы с нами остаются на зиму? (воробей, синичка, снегирь). Как можно помочь птицам зимой? Можно повесить кормушку и подкармливать птиц, зерном, крошками хлеба, семенами)

     Чем занимаются дети зимой на прогулке? (катаются на лыжах, на санках, на коньках, лепят снеговиков).

      Воспитатель: Молодцы, ребята, вы так много знаете.

     Рефлексия. Про какое время года мы с вами разговаривали? (Зима) Какая зима? (холодная, морозная, снежная). Какой снег? (белый, пушистый, холодный). Что изменилось в лесу зимой? (кругом все белое, деревья стоят в снегу, елка остается зеленой). Как живут лесные звери? (медведь и ежик спят, звери меняют цвет шерсти). Как мы помогаем птицам? (вешаем кормушки, подкармливаем птиц) (словесный, наглядный метод)

    Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать узор из красивых снежинок. Будем делать красивый узор? (Да). Проходите, садитесь за столы, где вам нравится.

     Но сначала выполним гимнастику для пальчиков: «Снежок» (словесный, практический метод и прием создания здоровьесберегающего процесса)

Раз, два, три, четыре,                             Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,                   «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                                  Чертим руками круг 

Очень гладкий,                                       Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.                 Грозим пальчиком 

     Ребята, у вас лежат большие листы, какого они цвета? (голубые и синие). На тарелочках снежинки, они разного цвета. Какого они цвета? (белые и голубые). Вы можете брать снежинки любого цвета, можно одну, можно две,   кто сколько хочет приклеить их на лист (предоставить детям выбор). Воспитатель показывает детям ход выполнения узора (мы берем кисточку, обмакиваем ее в клей, намазываем серединку снежинки и приклеиваем на лист, прижимаем салфеткой). И так каждую снежинку. У нас получился, что? (красивый узор).  (словесный, наглядный и практический метод)

    Пока наши узоры подсохнут, давайте ребята встанем в круг.

   Заключительная часть: Звонок с экрана. Появляется снеговик: Друзья, мои! Вы молодцы, выполнили все задания? Спасибо Вам! Вы так много рассказали о времени года - зима, о жизни в зимнем лесу. Вам от меня – сюрприз, вы найдете его в волшебной коробке. До новых встреч, ребята!!! (наглядный прием)

     Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, рассказали Снеговику про время года – зима. Он нам сюрприз приготовил, как и обещал. Где мы будем искать волшебную коробку? Да вот она, стоит на полке. Посмотрим, что нам приготовил Снеговик. (Воспитатель достает коробочку с сюрпризом (снежинками), раздает их детям). Скажем Снеговику – спасибо! (прием – сюрпризный момент)

     Упражнение «Спасибо за интересное занятие»

     Воспитатель: «Ребята, наше интересное занятие заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга. Кто хочет встать в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за интересное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за интересное занятие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник (воспитатель) «Спасибо ребята за интересное занятие» замыкаем круг и завершаем церемонию благодарности легким пожатием рук» (прием – церемония благодарности благодарности)

     Ребята, давайте прикрепим наши работы на доску. Какие красивые у нас получились узоры! Молодцы ребята! (словесный и наглядный метод)

     Доброго всем зимнего дня!

Анализ мероприятия

Организационная деятельность мероприятия.

     Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. При разработке конспекта занятия прежде всего учитывались возрастные и психические индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая всё это, были намечены цель, задачи, содержание занятия, определены форма проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

     На каждый момент занятия были использованы наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.  

       В ходе занятия были использованы наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия.

     Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.    Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

      Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

     Учитывая возрастные и психические особенности детей группы, непосредственно – образовательная деятельность была построена доступно: дети воспринимали речь, действия педагога.   Весь материал был подобран в соответствии с тематическим планированием и возрастными особенностями детей.

 Дидактическая деятельность воспитателя.

     Тип занятия - комплексный, что способствует решению поставленной задаче в комплексе. Поставленная на занятие цель была достигнута. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.    

      Задачи, поставленные на мероприятие были взаимосвязаны между собой и решались в единстве.

       В соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы был использован принцип интеграции.    

       В каждом моменте занятия педагог старалась активизировать самостоятельность детей и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
      Занятие было выстроено как проблемно-игровая деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

      Поставленная цель и программные задачи в течение занятия были решены и успешно выполнены.

     Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения; были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Педагогу удалось заинтересовать детей, мероприятие прошло на достаточном уровне.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет.   - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...

Идет волшебница зима

Занятие по развитию речи (старшая группа)...

"Идет волшебница - Зима"- конспект занятия в подготовительной к школе группе

"Идет волшебница - Зима".  Уточнить и обобщить знания детей о зимних явлениях в природе, вспомнить и закрепить знакомые стихи о зиме. Воспитывать интерес и желание беречь природу. Наблюдения на п...

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» (ФЦКМ) с применением ИКТ в подготовительной группе «Идет волшебница зима»

Данная НОД имеет целью обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. В ходе помощи льву Бонифацию дети самостоятельно называют признаки зимы, рассказывают о них, ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности «Идет Волшебница- Зима»

Конспект  совместной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности«Идет Волшебница- Зима» Цель:   - Способствовать закреплен...

Конспект НОД: «Идет волшебница зима»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их....