Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности
статья по развитию речи на тему
Цифровой рассказ (повествование) - комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие. Целью цифрового повествования - развитие способности свободного инициирования речевых реплик у дошкольников в игре и в различных ситуациях, способствующих вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovoe_povestvovanie.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности»
Чернышкова Юлия Васильевна, старший воспитатель
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный
структурное подразделение
«Детский сад «Семицветик» м.р. Волжский
Актуальность. Одним из главных критериев Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, Регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г.) является обеспечение речевого развития детей. Реализация Стандарта не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игровую деятельность, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
В свете инноваций в дошкольном образовании педагоги-практики находятся на этапе понимания практичности идей, решения вопроса возможности применения современных подходов, существующих на сегодняшний день в контексте развития речи у дошкольников в игре. Именно педагог, выступая в роли «взрослого-партнера», применяя инновационные способы для активизации речевых высказываний в игровой деятельности дошкольников, создает условия для речевого развития детей в процессе игрового взаимодействия, накопления опыта их эмоционального переживания, проявления самостоятельности, активности, произвольности, креативности в устных высказываниях.
В настоящее время, актуальность рассмотрения проблемы развития речи у детей в игровой деятельности связана с потребностью в разрешении противоречий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, в качестве реализации психолого-педагогической работы педагогами в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования. Увеличение количества дошкольников, испытывающих затруднения в развитии речи, низкий уровень развития игровой деятельности у детей, как утверждают Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р.А. Иванкова, Трифонова Е.В., неизбежно приведут к затруднениям при общении как с близкими, так и с чужими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. В будущем это может привести к затруднениям адаптации в детском коллективе, ограничению круга общения, проблемам в обучении, ограничениям в выборе профессиям и др.
Существующие исследования (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.А. Сохин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова, Н.А. Короткова, А.М. Леушина), касающиеся вопросов речевого развития детей в игре, показывают обособленный характер рассмотрения каждого процесса в отдельности. В специальной педагогике мы не обнаружили исследований и методических разработок, касающихся процесса развития речи у старших дошкольников в игре с позиций научно-обоснованной модели образовательного процесса, отражающей системный подход по данному направлению. Реализация данного подхода предусматривает необходимость выстраивания психолого-педагогической работы, основанной на выборе такого эффективного способа, как цифровое повествование, с учетом возрастных особенностей дошкольников. При этом важно определить взаимосвязь и взаимозависимость основных структурных компонентов образовательного процесса для наполнения содержательной и функциональной стороны процесса развития речи у старших дошкольников в игровой деятельности. Разрешение возникших противоречий между декларируемой необходимостью развития речи у дошкольников в игре с помощью инновационных способов и недостаточной разработкой данной проблемы на практике, определило актуальность разработки настоящего учебно-методического пособия.
Цифровой рассказ (повествование) привлек наше внимание как комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие. Целью цифрового повествования мы считаем развитие способности свободного инициирования речевых реплик у дошкольников в игре и в различных ситуациях, способствующих вступлению детей во взаимодействие друг с другом. Учебно-методическое пособие «Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности» состоит из трех частей. В первой части «Речевое развитие дошкольников в игровой деятельности», раскрывается современное состояние проблемы развития речи и игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, представлены современные походы к решению выделенной нами проблемы. Следующая часть книги включает рассмотрение вопроса создания цифровых историй. В завершающей части пособия авторами предлагаются возможные варианты цифровых историй для использования педагогами и родителями с целью создания своего электронного формата совместно с детьми. Приложение пособия включает практический материал в электронном формате (DVD диск), обеспечивающий работу по двум вариантам цифровых историй.
Постановка проблемы. В учебно-методическом пособии:
- решена проблема научно-методического обеспечения процесса развития речи у старших дошкольников в игре, отражающая современные тенденции развития дошкольного образования;
- определены и конкретизированы причины, определяющие трудности в развитии речи у детей в игровой деятельности;
- определена взаимосвязь и взаимозависимость структурных компонентов процесса и условия их реализации;
- раскрыто содержание образовательной деятельности по речевому развитию старших дошкольников в процессе игры с представленными требованиями к деятельности педагогов и родителей в процессе использования цифрового повествования;
- разработана тематика и содержание цифровых историй для развития речи дошкольников в игровой деятельности.
Представленный материал, позволит наметить пути совершенствования процесса развития речи у старших дошкольников в игровой деятельности, повысить профессиональную компетентность педагогов, оптимизировать взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи с целью обеспечения качества дошкольного образования.
Результаты. Практика использования продукта доказала его эффективность: Опыт работы педагогов филиала в рамках инновационной деятельности показал, что использование цифрового повествования в образовательном процессе с детьми способствует наличию динамики роста развития речи у детей[1]: на конец учебного года более 60% старших дошкольников активно проявляли коммуникативную самодеятельность и свободное словотворчество, инициативность в высказываниях, что нашло отражение в их речевом общении со сверстниками и взрослыми. Конечно же, данные результаты были достигнуты при наличии определенного уровня педагогической компетенции педагогов в плане организации работы с детьми в контексте развития речи в игре у детей, взаимодействии с родителями: из 12 педагогов филиала оптимальный уровень профессиональной компетенции наблюдается у 8 человек, достаточный уровень – у 4 педагогов, критического и недопустимого уровня нет.
Вывод. Учебно-методическое пособие адресовано будущим воспитателям и воспитателям, уже работающим с детьми старшего дошкольного возраста, практическим психологам, специализирующимся на работе с детьми и семьями, родителям, интересующимся проблемами развитие ребенка для построения эффективных отношений с ним. Считаем, что представленный практический материал, позволит, изменив условия применения медиа - средства, добиться развивающего эффекта, целенаправленно формировать способности детей.
[1]В процессе работы с цифровыми историями было охвачено 5 групп – 126 детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Выступление на педагогическом совете...
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.
Игра важный движущий стимул для развития речи дошкольников. Благодаря различным видам игровой деятельности обогощается словарный запас, развивается фонематический слух, правильная постановка речи....
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности» Воспитатель: Б...
Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...