Развитие речи в старшей группе "Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Александрова Елена Николаевна

Развитие речи в старшей группе

"Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nam_morozy_ne_strashny.docx96.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Развитие речи в старшей группе

"Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"

Выполнила:

Воспитатель Александрова Е.Н.

с. Новоложниково

2016 год

Программное содержание:
Образовательные задачи: 
Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. 
Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. 

Развивающие задачи:
Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями. 
Расширять словарный запас.
Развивать логического мышления, зрительного вни¬мания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением. 
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. 

Оборудование: 
Презентация к занятию, иллюстрации с изображением птиц, мяч, сюжетная картина «Птицы у кормушки», дидактический синквейн «Зимующие птицы», дидактическая игра: «Выложи портрет птицы» (из счётных палочек, пористой резины, фетра), игровизоры «Угости птицу».

Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке. 
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, заучивание стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц».

Словарная работа:
Надхвостье, подхвостье, плетень, красногрудый, черноголовая, белобокая, чернохвостая, малоподвижный, стрекочет, воркует, темя, надклювье, подклювье.

Методы и приемы:
Рассказы детей о птицах, беседа, дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок, демонстрация слайдов, игровизор.

Ход:

Организационный момент: 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся! 

Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"
(по стихотворению Т. Сикачёвой)
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю
Я соседской... курице 
(Дети показывают "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое! 
(Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое! 
(Показывают небо).
Здравствуй, вольный ветерок! 
(Показывают "ветерок").
Здравствуй, маленький дубок! 
(Показывают "дубок").
Здравствуй, Утро! 
(Жест рукой вправо).
Здравствуй, День! 
(Жест влево).
Нам здороваться не лень! 
(Разводят обе руки в стороны).


Воспитатель: Мне Анечка по секрету сказала, что хочет прочитать нам стихотворение Ольги Высотской «Мастерица зима» давайте присядем и послушаем:
(дети садятся на стулья полукругом перед экраном)
Ребёнок читает:

Пришла зима, хлопочет: 
Укутала в снега 
Все кочки и пенечки, 
Скамейки и стога.
Зима велела дубу 
Накинуть пышный мех, 
На ель надела шубу, 
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели 
На веточках берез. 
Они не улетели. 
А выдержат мороз?

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?
Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие)
Что это за птицы, смелые да выносливые, что холодов не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снеги¬ри, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с ними поиграть? 
Я приготовила для вас игру «Четвертый лишний»

Игра: «Четвёртый лишний»

На экране изображения птиц (три зимующие, одна перелётная). 4 варианта

Воспитатель: посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?
(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/2/29941_524484ac4dfabeba46e696a543696fe8.jpg.jpg



Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с мячом? Тогда становитесь в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

(Снегирь, синица, голубь, воробей, птица, крыло, клюв, хвост, перо, пух)

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? 
(дети садятся на стулья)
(на экране появляются все зимующие птицы)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/2/29941_111294006b40a8c555215c8ba09588d5.jpg.jpg

Игра: «Отгадай загадку и найди отгадку»

Красногрудый, чернокрылый, 
Любит зернышки клевать. 
С первым снегом на рябине 
Он появится опять.
Кто это?

Дети: Снегирь (на экране появляется снегирь крупным планом.)

Воспитатель: 
Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.) 
Кто хочет описать его? (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое; клюв короткий, толстый, черный.)
Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины, семена клена, липы и клевать зернышки.) 
Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Кто знает, как она передвигается?
(Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.)

Воспитатель:
Я по дереву стучу, 
Червячка добыть хочу. 
Хоть и скрылся под корой, 
Все равно ты будешь мой! 
Кто это?
Дети: Дятел (на экране появляется дятел крупным планом).

Воспитатель: 
Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела — головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.) 
Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.) 
А где проводит большую часть времени? (На дереве.) 
Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки.) 
Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. 
Как по-другому называют дятла? (Дятла называют санитаром леса.)

Воспитатель:
Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам тоже рассказать про одну необычную зимующую птицу. Вы хотите узнать, про какую птицу? Тогда отгадайте загадку:
Кто там прыгает, шуршит, 
Клювом шишки потрошит. 
Голоском речистым, чистым 
Кле-кле-кле — поет со свистом?

Клест (на экране появляется клест крупным планом).

Воспитатель: 
Это необычная птица. Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест — единственная птица, которая выводит и выкармливает птенцов зимой. 
Вы знаете, какие звуки издают клесты? (свистят)

Воспитатель:
Она маленькая птичка, 
И зовут ее...
Дети: Синичка (на экране появляется синица крупным планом).

Воспитатель: Ребята, вы хотите с ней поиграть?

Динамическая пауза «Синица»

Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки – на плетень, 
Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу.) 



Воспитатель: Тише-тише, не спешите
И спокойно подышите.

Дыхательная гимнастика

Филин
Сидит филин на дубу Вдох.
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». Выдох со звуком. - Повторить 2 раза.

Дидактическая игра «Зимующие птицы»

Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть? У нас есть игра, в которую вы очень любите играть. Я напомню вам правила: у нас есть карточки с птицами, выберите, кто какую хочет, и расскажите о ней по схеме (дети выбирают по одной карточке).
Кто хочет рассказать первым?


Воспитатель: Ребята, музыка зовет нас поиграть с пальчиками.

Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»

(под фонограмму)


Воспитатель: Ребята, подскажите мне,
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.) 
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Если у вороны чёрные крылья, то она какая? (Чернокрылая)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая)
Если у синицы желтая грудь, то она какая? (Желтогрудая)

Про кого из зимующих птиц можно сказать 
мой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь...), 
моя? (ворона, синица, ворона, овсянка...), 
мои? (птенцы, птицы, голуби).

Вы запомнили, кто как поёт?
Воробей - … чирикает.
Сорока - … стрекочет.
Голуби - … воркуют
Ворона - … каркает
Клёст - … свистит
Синица - … пищит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц. А вы хотите сами выложить портрет птицы? У нас есть разные материалы, подойдите, выберите, кто что хочет и приступайте к работе.
( дети выкладывают на столе птиц из разных материалов: счетные палочки, пористая резина, фетр) 
(звучит музыка)


(на экране картина: «Птицы на кормушке»)


Воспитатель: Ребята, вы хотите сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке? Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Посчитай-ка»

Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено. 
Составление предложений по картине 
Вопросы: 
1. Как называется домик с кормом для птиц? (домик с кормом для птиц называется кормушка)
2. Какие птицы прилетели к кормушке? (к кормушке прилетели зимующие птицы)
3.Что едят синички? (синички едят семена, ягоды, крошки, очень любят сало)
4. Какую пользу птицы приносят людям? (спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу) 
5. Почему нужно помогать птицам зимой? (птицам нужно помогать зимой, чтобы они не погибли от голода).
6. Как и чем мы можем помочь птицам зимой? Хотите ответить на этот вопрос словами стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»? Кто хочет начать первым?

Покормите птиц зимой, 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело, 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло.
Не богаты их корма — 
Горсть зерна нужна. 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима.
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Я зимой кормлю всех птиц
Голубей, ворон, синиц,
Воробьёв и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшённой каши,
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюёт его она. 

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с игровизорами? У нас есть игровизоры «Угости птицу», выберите каждый себе птицу и угостите! (дети выбирают карточку и «кормят» птиц).

«Угости птицу» (работа с игровизорами)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, хорошо знаете, каким кормом можно зимующих птиц угостить, а вы хотите по-настоящему покормить птиц? Давайте возьмем птичий корм, выйдем на прогулку и покормим птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Ребятам о зверятах"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА» Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраст...

НОД Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны".

Провела НОД "Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны", совместно с логопедом....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"

Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...

Конспект НОД по развитию речи для старшей группы "Составление рассказа по серии картинок "Страшный зверь"

1.Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.2.Продолжать учить детей составлять сло...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Самое страшное"

Возрастная группа: старшая.Тема: Перессказ рассказа "Самое страшное" Е.Пермяка....