План-конспект "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чернышкова Юлия Васильевна

План-конспект проблемно-диалогового занятия для детей подготовительной к школе группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konpekt_puteshestvie_v_proshloe.docx346.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

проблемно-диалогового занятия

для детей подготовительной компенсирующей группы

«Путешествие в прошлое»

Авторы-составители:

Чернышкова Юлия Васильевна

 старший воспитатель

филиала «Детский сад «Семицветик»

ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка

м.р. Волжский Самарской области

Шевчук Ольга Александровна

педагог-психолог

филиала «Детский сад «Семицветик»

ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка

м.р. Волжский Самарской области

Васильева Анна Николаевна

учитель-дефектолог

филиала «Детский сад «Семицветик»

ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка

м.р. Волжский Самарской области

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Этап обучения по данной теме: начальный

Цель мероприятия: Формирование умения пользоваться различными единицами диалога: «вопрос-ответ»

Задачи мероприятия:

  • Формировать умение детей правильно задавать вопросы с использованием мнемотаблиц.
  • Формировать умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения.
  • Актуализация знаний детей о древнем мире.
  • Упражнять в умении находить выходы из проблемных ситуаций, рассуждать, приходить к умозаключению.

Тип мероприятия: проблемно-диалоговое занятие

Используемые приемы, методы и технологии обучения:

Практические: морфологический анализ  

Наглядные: рассматривание сюжетов исторического содержания

Словесные: диалог (вопрос, ответ), объяснение, беседа

Технологии обучения: технология проблемно-диалогового обучения, технология развития связной речи дошкольников (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.)

Используемые формы познавательной деятельности детей: проблемная ситуация, ситуация общения, работа по схемам и картам

Оборудование, основные источники информации:

Демонстрационный материал: образовательный модуль «В путь на машине времени», морфологическая таблица, мольберт с цветком «Семицветик»

Раздаточный материал: мнемотаблицы

Прогнозируемый результат:

  • Дети правильно задают вопросы с использованием мнемотаблиц.
  • Дети отвечают на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения.
  • Дети имеют представления о древнем мире.
  • Дети находят выходы из проблемных ситуаций, рассуждают, приходят к умозаключению.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

1. Создание проблемной ситуации педагогом и формулирование проблемы детьми

C:\Users\1\Desktop\Значки для видео\вопрос.jpg

Педагог показывает робота:

- Ребята, посмотрите кто у нас в гостях?

- Как вы думаете откуда он прилетел?

- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем?

- А как будет называться время о прошедших событиях?

- Наш гость хочет вернуться обратно домой, но это невозможно, пока он не узнает, что было в доисторические времена.

- Давайте подумаем, есть ли у нас возможность помочь роботу.

Педагог поддерживает идею детей.

Дети рассуждают,

Выдвигают предположения, гипотезы, версии:

- Робот прилетел из будущего.

 - Мы сейчас живем в настоящем времени.

 

- Время о прошедших событиях – прошлое.

Дети предлагают свои версии об оказании помощи роботу:

- Мы можем помочь роботу узнать и увидеть, что происходило в древние времена.

- Для этого нужно отправиться в путешествие на «Машине времени».

2. Актуализация имеющихся знанийC:\Users\1\Desktop\Значки для видео\i.jpg

Дети и педагог подходят к «Машине времени».

- Отправляемся в путь.

Педагог обращает внимание детей на мольберт с цветком «Семицветик», на лепестках которого находятся мнемотаблицы вопросов.

- Ребята, наш «Семицветик» поможет нам узнать кто же из вас больше всех знает о древнем мире. На лепестках этого цветка находятся таблицы с вопросами. Вам необходимо взять лепесток, и ориентируясь на схему, задать вопрос товарищу.

Педагог уточняет ответы на вопросы.

Дети «запускают» «машину времени», имитируют ее движение и оказываются возле сюжета с изображением юрского периода.

Берут лепестки, задают вопросы и отвечают на них:

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

http://vseigrushki.com/userfiles/original/4548_dinozavr-reks.jpg

http://jpghoto.ru/img/picture/Aug/17/de85cfabe94a41967d1cd2169033a043/6.jpg

- Где жили динозавры?

- Динозавры жили …

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

http://i.istockimg.com/file_thumbview_approve/2812253/3/stock-photo-2812253-empty-bowl-and-spoon.jpg

http://vseigrushki.com/userfiles/original/4548_dinozavr-reks.jpg

- Чем питались динозавры?

- Динозавры питались …

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

http://vseigrushki.com/userfiles/original/4548_dinozavr-reks.jpg

- Куда пропали динозавры?

- Динозавры вымерли, потому что…

Дети уточняют у педагога полученную информацию:

 - Если я правильно понял, то …

Передвигаясь с детьми по «ленте времени», обращает внимание на сюжетную линию о древних людях.

Педагог уточняет у детей, чтобы они хотели узнать о древнем человеке.

Дети задают вопрос о быте, питании, одежде и др., отвечают на вопросы.

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

http://jpghoto.ru/img/picture/Aug/17/de85cfabe94a41967d1cd2169033a043/6.jpg

http://previews.123rf.com/images/iimages/iimages1206/iimages120600198/13930722-Illustration-of-early-man-from-evolution-series-Stock-Photo.jpg

- Где жили первобытные люди?

 - Люди жили …

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

http://previews.123rf.com/images/iimages/iimages1206/iimages120600198/13930722-Illustration-of-early-man-from-evolution-series-Stock-Photo.jpg

http://i.istockimg.com/file_thumbview_approve/2812253/3/stock-photo-2812253-empty-bowl-and-spoon.jpg

- Чем питались люди?

- Люди питались …, охотились …, приручали животных….

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

http://photo.adiso.ru/photo/resource/ru/486/486324/prinimaem-nenuzhnye-veshchi.4.b.jpg

http://previews.123rf.com/images/iimages/iimages1206/iimages120600198/13930722-Illustration-of-early-man-from-evolution-series-Stock-Photo.jpg

- Какую одежду носили первобытные люди?

- Люди использовали …

http://metbestmix.ru/uploads/images/z/n/a/znaki_voprosa.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=08ee5af1f5297f60d97760ca0d2f9b10&n=33&h=200&w=200

http://previews.123rf.com/images/iimages/iimages1206/iimages120600198/13930722-Illustration-of-early-man-from-evolution-series-Stock-Photo.jpg

 - Как первобытные люди добывали огонь?

 - Для добывания огня, использовали …

3. Выдвижение гипотез

C:\Users\1\Desktop\Значки для видео\man-with-symbol-04.png

После ответов на вопросы педагог спрашивает у детей:

- Предположим, что динозавры не вымерли.

Дети размышляют, выдвигают идеи, обосновывают их.

- Если бы динозавры жили в настоящее время, то …

4. Поиск решения проблемы – открытие нового знания

C:\Users\1\Desktop\Значки для видео\stock-photo--d-man-thinking-and-confusing-with-many-red-arrows-showing-different-directions-wondering-which-way-197283665.jpg

Педагог предлагает детям, используя полученные знания, заполнить морфологическую таблицу.

http://elkort.ru/image/cache/catalog/aksessizmeha/shkury/olen/1-900x600.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/693/90693409_Lau_WalkByTheSea_El__86_.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=42f8362419ef0790644dc1275e2f319b&n=33&h=215&w=215

http://s020.radikal.ru/i715/1309/34/badd72c9fac5.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/693/90693409_Lau_WalkByTheSea_El__86_.png

http://animal-store.ru/img/2015/050218/1055521

 

Дети, рассуждая и формулируя выводы, заполняют морфологическую таблицу.

http://elkort.ru/image/cache/catalog/aksessizmeha/shkury/olen/1-900x600.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/693/90693409_Lau_WalkByTheSea_El__86_.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=42f8362419ef0790644dc1275e2f319b&n=33&h=215&w=215

http://s020.radikal.ru/i715/1309/34/badd72c9fac5.jpg

жилище

огонь

очаг

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/693/90693409_Lau_WalkByTheSea_El__86_.png

постель

-

костер

http://animal-store.ru/img/2015/050218/1055521

одежда

орудия труда

факел

5. Составление плана решения проблемы

C:\Users\1\Desktop\Значки для видео\1-2-3-guys-3d-14484785.jpg

Педагог предлагает детям нарисовать, то, что больше всего запомнилось и понравилось в путешествии, для того чтобы робот мог забрать рисунки с собой на память.

Дети фиксируют в рисунках наиболее запомнившиеся моменты.

6. Решение проблемы и применение нового знания на практике 

Робот сообщает детям о том, что он получил достаточно знаний о доисторическом времени и теперь он может отправиться домой.

Проводит рефлексию.C:\Users\1\Desktop\Значки для видео\image_image_2235601.jpg

Дети отвечают на вопросы педагога:

 - Нам понравилось путешествие …

- Самым запоминающимся было …

Список используемой литературы:

  1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
  3. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников

С видеоматериалами, согласно данному конспекту, можно познакомиться пройдя по ссылке.

Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/ByEP/d9kT7USQH


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...