Мнемотехника в развитии речи дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
отличительные особенности:
- она имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
- приемы запоминания индивидуализированы;
- широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
- введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемотехника
в развитии связной речи у дошкольников»
(сообщение из опыта работы воспитателя МАДОУ «Детский сад № 76» Крайновой Ольги Васильевны).
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника имеет свои отличительные особенности:
- она имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
- приемы запоминания индивидуализированы;
- широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
- введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Мнемотехника помогает развивать у дошкольников:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Мнемо-таблицы (карточки – схемы) можно использовать как на занятиях, так в режимных моментах в течение пребывания воспитанника в детском саду. Их используют:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор схем, изображенных на таблице;
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов (схем) в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Знакомство дошкольников с символами (формы, величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Используя мнемо-таблицы в работе с воспитанниками своей группы, хочу отметить положительный результат:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- проявился интерес к заучиванию стихов и потешек;
- увеличился словарный запас;
- застенчивые дети преодолели робость и учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-115525-1604490172.jpg)
Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников
Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-506694-1516374201.jpg)
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-370744-1453440997.jpg)
Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-730887-1692886135.jpg)
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745600-1454073772.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377800-1389201668.jpg)
Мнемотехника в развитии речи дошкольника
Уважаемые педагоги и родители!В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-857390-1480186846.jpg)
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...