Чтение художественной литературы
презентация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение детям художественной литературы – ещё одна культурная практика, являющаяся универсальным развивающим средством: - имеет ни с чем не сравнимое значение для дифференциации внутреннего мира ребенка; - художественные тексты позволяют интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений; - дополняет моделирующий характер и развивающие возможности других культурных практик (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности)
Образовательные области дошкольного образования
Художественно-эстетическое развитие Общая направленность работы в данной образовательной области – эмоциональное развитие детей средствами музыки, художественной литературы и изобразительной деятельности; п риобщение детей к слушанию музыкальных, фольклорных и литературных произведений и выражение своего эмоционального отношения в движении, в продуктивных видах деятельности
Функции художественной литературы в развитии ребенка условно можно разделить на два больших класса: познавательно нравственная функция; эстетическая функция
Познавательно – нравственная функция: - развитие и активизация воображения,образного мышления; - расширение представлений, осведомленности о мире; - освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно-следственные связи событий; - освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности
Эстетическая функция: - приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах; - развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком; - ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах; - воспитание культуры чувств и переживаний
Средства развития речи детей дошкольного возраста
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг строится на организации систематического чтения в совместной деятельности взрослых и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а не в ходе подробного и детализированного анализа на специальных занятиях по ознакомлению с художественной литературой по типу школьных методик.
Организация чтения (восприятия) художественной литературы как формы совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: - для детей от 3 до 4 лет : перед завтраком (5 – 7 мин.); во время подготовки к дневному сну (15 мин.); после полдника – по желанию детей. В течение дня можно периодически обращаться к произведениям малых жанров фольклора: потешкам , песенкам. - для детей от 4 до 5 лет: в процессе режимных моментов осуществляется в течение 5 – 10 мин. , во время утреннего приема (по мере возможности) а также по желанию детей. Неопределенный временной период отводится на чтение во время одевания или раздевания, во время прогулки; - для детей старшего возраста : не менее 50-60 мин. в неделю
Образовательные задачи чтение художественной литературы второй год жизни – развитие интереса, эмоциональной отзывчивости к содержанию литературных произведений, иллюстрациям в книгах; третий год жизни – воспитание интереса к книгам, способность слушать чтение и рассказывание; четвертый год жизни – развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивному общению со взрослым; пятый год жизни – формирование начал ценностного отношения к книге, развитие понимания литературной речи, умения следить за развитием сюжета; шестой год жизни – развитие интереса и потребности в постоянном чтении книг и их обсуждении со взрослыми и сверстниками; седьмой год жизни – развитие представлений об общественной и индивидуальной ценности книги и чтения, развитие предпосылок к смысловому чтению
Целевые ориентиры и ожидаемые результаты Действия взрослых в детском саду и в семье должны быть направлены на постепенное развитие у детей коммуникативной компетентности, включающей следующие компоненты: общее речевое развитие; понимание текста; рассказывание
Понимание текста : - стимулирование и поддержка интереса и любви к чтению; - содействие узнаванию и различению стилей речи и жанров текста: сказка, научно-популярный текст, поэзия, разговорная речь, речевой этикет; - знакомство с книжной и письменной культурой: понимание значения слов «автор», «художник-иллюстратор», «заглавие»; понимание связи между текстом и картинкой; знание различных видов изданий (словарь, энциклопедия и др.); умение пользоваться книгами в библиотеке
Организация пространства и ритуалы, способствующие развитию интереса к чтению: - книжный уголок (библиотека, центр грамоты, центр книги, полочка умных книг и др.); - журналы, книги, бумага, пишущая машинка, диктофон, микрофон, заготовки обложек книг и др. ; - неожиданные праздники: праздник улыбки, праздник воздушных шаров, праздник покорения луж, праздник старых игрушек, первый снег, день сказки и др.; - Групповой сбор (приветствие, игра, обмен новостями, планирование дел); - акции (развешивание кормушек для птиц, посадка цветов и др.); - Тематические проекты (совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий).
Развитию любви к чтению у детей и потребности обращения к книге как важному источнику информации способствуют не только целенаправленные действия взрослых и специальные ритуалы, связанные с книгой, но и окружающее пространство. Уголок для чтения должен быть четко ограничен и привлекательно оформлен: в нем должны быть книги разнообразных жанров, аудиоматериалы (игры, песни, сказки) и видеоматериалы, располагаться часто сменяемые выставки
Хочется вам пожелать, чтобы ваше обращение к детям «А давайте будем читать!» звучало как цель, интересная всем участникам педагогического процесса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва
Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...
ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».
ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....