Родителям будущих школьников о значении речевого развития
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

В вашей семье поселилось счастье – родился ребенок. Сколько радости приносит его первая улыбка, первые шаги. Волнение вызывают его «ночные концерты» или отказ от еды, вы устаете от домашних хлопот. Но время идет – ваш ребенок растет, получая все новые и новые жизненные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондратенко Н.В., учитель- логопед

Консультация для воспитателей и родителей

В вашей семье поселилось счастье – родился ребенок. Сколько радости приносит его первая улыбка, первые шаги. Волнение вызывают его «ночные концерты» или отказ от еды, вы устаете от домашних хлопот. Но время идет – ваш ребенок растет, получая все новые и новые жизненные навыки.

Вы ждете, когда он скажет первое слово. «Конечно, первое слово будет «мама» , — говорит мать. «Нет, «папа»!», — спорит отец.

Вы все ждете и ждете, а ваше «счастье» молчит. Оно все понимает, но, к сожалению,… молчит. «Ничего, подождем до трех лет », — думаете вы и продолжаете жить, любить и хлопотать.

Вот пришла пора отдавать ребенка в детский сад. Надежды, что заговорит, общаясь с детьми, тоже не оправдались. Вы обеспокоены, но трех-то еще нет! Ждете опять.

Наконец, появилась речь! Это слова, понятные только вам. Они неполные и неточные, отдельные слоги, позже сложенные в короткие предложения. Вы рады: «Прогресс есть! Все будет хорошо!». И верно, речь начинает развиваться, хотя, заметно хуже, чем у сверстников. Педагоги убеждают, что нужно обратиться к специалисту, но вы уверены, что ребенок сам «выговорится».

Вот ему уже четыре, пятый. Он задает вопросы, отвечает, рассказывает. Речь уже понятна окружающим, но словарный запас беден, допускаются ошибки в употреблении и согласовании слов, которые состоят из неверно произнесенных звуков. Слоговой состав слов нарушен, в них перестановки и пропуски. Но самое главное, вы наконец-то заметили, что ваш малыш осознал свой недостаток, стал замкнутым, предпочитает играть самостоятельно, в отдалении от детей. У него возник комплекс речи.

По счастью, в детском саду есть логопедическая служба. «Есть учитель-логопед, он справится с проблемами ребенка» , — убеждены вы. Вы пренебрегаете советом посетить невролога, получить и выполнить назначение и перевести ребенка в специальную логопедическую группу, так как считаете, что перемена обстановки и коллектива пагубно повлияет на его психическое здоровье.

Итак, начались занятия с логопедом. Вы успокоились, занимаетесь работой, жизненными проблемами. У вас нет времени выполнять задания специалиста. Очередные выходные прошли в заботах, к вам заходили гости, да и ребенок ночевал у бабушки.

Идет время, уровень развития речи вашего сына или вашей дочери не повышается, хотя уже умеет «рычать», «шипеть», «свистеть» в отдельных слогах, словах, но «каша во рту» продолжает иметь место.

«Плохой логопед!», — решили вы и бросились на поиски «хорошего логопеда», которому можно заплатить, и он «совершит чудо». Вашему удивлению нет предела, когда, забирая ребенка от «хорошего логопеда», вы получаете тетрадь с заданием. Делать нечего, деньги уплачены, надо позаниматься. Вы вдруг увидели настоящее состояние дел. Ваш малыш, оказывается, не различает звуки на слух, не может составить предложение, тем более рассказ, с трудом повторяет речевой материал на дифференциацию звуков. А ведь он уже в подготовительной группе! Осталось совсем немного времени для подготовки к школе…

Выпускной в детском саду прошел замечательно, ваш ребенок в самом красивом наряде участвовал в играх, танцах, пел песни. Стихотворение, как всегда, ему не дали.

Лето пролетело. Новая форма, портфель, учебники куплены. Вы вместе со своим чадом идете в первый класс.

Вначале ему все интересно, с удовольствием идет в школу, садится за домашние задания, но вскоре вы замечаете, что настроение к учебе начинает меняться в худшую сторону. Появляются слезы и даже истерики. Вы ищете причину и идете на контакт с учителем, который сообщает неприятную информацию: ваш первоклассник не справляется с программным материалом из-за проблем в речевом развитии. Кроме того, со стороны сверстников в его адрес сыплются насмешки, и учитель ничего с этим поделать не может, как бы ни старался.

Дальнейшее обучение превращается в пытку. С математикой особой беды нет, а вот с письмом и чтением – катастрофа. Снова идете к логопедам, которые объясняют это недостатками как воспроизведения, так и восприятия звуков. Специалисты говорят, что школьники младших классов пишут слова точно так же, как их произносят. Из-за нарушений речи у них развивается дисграфия (проблемы с овладением навыками письма) и дислексия (затруднения в освоении навыков чтения).

В лучшем случае дополнительные специальные занятия приведут к успеваемости, близкой к норме. Но чаще всего отставание в речевом развитии отражается на психическом состоянии ребенка, приводят к социальной дизадаптации: появляется неуверенность в своих силах, а также низкая самооценка и боязнь речевого общения. Как снежный ком, накапливаются проблемы в овладении грамотой, успеваемости в целом, выборе профессии.

Такие истории не единичны. С каждым годом среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается число младших школьников с речевыми отклонениями. До 60 % учащихся испытывают трудности освоения программы начальной школы.

Работа по формированию речи должна начинаться уже в раннем дошкольном возрасте. Существует сеть логопедических учреждений, где созданы условия для преодоления подобных трудностей у детей. Чем лучше к моменту поступления в школу у ребенка развита его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением, письмом, а также социально- коммуникативными навыками.

Нарушения звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому помощь детям, имеющим речевые нарушения должна оказываться своевременно, комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия. Чистая, грамотная устная речь – залог успешного обучения в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса будущего школьника в условиях умственного развития».

Материал позволяет познакомиться педагогу с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, структурой психологической подготовленности ребенка к обучению в школе....

Памятка. "Советы родителям будущего школьника".

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе....

консультация для родителей будущих школьников

Самостоятельность является важнейшим качеством ребенка для успешного обучения в школе. Если ребенок подготовлен к школьному обучению, но не самостоятелен, сразу возникнут проблемы с успеваемостью. для...

Буклет для родителей будущих школьников

Буклет для родителей будущих школьников...

Консультация для родителей "Родителям будущих школьников"

Консультация о том,на какие возрастные особенности нужно обратить внимание родителям будущих школьников....

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г...