«Организация образовательного процесса будущего школьника в условиях умственного развития».
консультация (старшая группа) на тему
Материал позволяет познакомиться педагогу с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, структурой психологической подготовленности ребенка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_seti_material.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Еще совсем недавно утверждалось, что умственное развитие ребенка определяется объемом знаний, которым он обладает. Неправильным является суждение, что специальные (математические, языковые, об окружающей действительности и др.) знания, умения и навыки – это самый верный показатель, по которому определяется интеллектуальная подготовка к школе.
Наличие освоенных знаний само по себе не определяет успешности обучения. Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда эффективно.
В каком взаимодействии находятся знания-умения-навыки и развитие ребенка, становление его личности?
Выделим несколько основных показателей происходящих изменений у будущего школьника.
- Развитие – это не количество знаний, которые получил будущий школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности.
- Развитие – это не получение готовых знаний, а умение их добывать.
(Образовательные учреждения (школа, детский сад) чаще всего предлагают детям знания в готовом виде, не обучая их навыкам самостоятельной познавательной деятельности).
- Развитие – это не наличие знаний, а умение определять свое незнание.
Шестилетний ребенок находится на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются четче и лучше всего в игровой деятельности (психологи называют эту деятельность ведущей не потому, что она занимает в жизни ребенка самое большое место, а потому, что она особенно важна для его психического развития к младшему школьному периоду, где ведущей деятельностью становится учебная)
Возникает вопрос: какие же психические процессы особенно важны для начального образования? В первую очередь это мышление и воображение.
В основе познавательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение, именно они и определяют развитие творческого потенциала человека.
Для развития воображения – процесса, необходимого для результативности обучения, особенно важна игровая деятельность. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, определенно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.
В шестилетнем возрасте происходит стремительное интеллектуальное развитие ребенка, интенсивно развивается наглядно- образное мышление, т.е. умение наглядно представить себе разные объекты и их преобразования, благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, активному использованию действий с предметами и их заместителями.
Такое обучение имеет самостоятельную ценность, развивая наглядно- образное мышление и создавая базу для формирования полноценного логического мышления.
К сожалению, многие педагоги стремятся как можно скорее сформировать у шестилеток мышление «школьного» типа – логическое, минуя этапы наглядно- образного, не учитывая того, что в таком случае формируется дефектное логическое мышление – формальное, не опирающееся на наглядные представления.
В задачи обучения шестилетних детей входит лишь создание предпосылок для формирования учебной деятельности: самостоятельность, достаточно высокий уровень произвольности, активности и инициативности, умение планировать и контролировать собственные действия.
Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах школьника – его активности и самостоятельности. В их формировании ведущую роль играет стиль отношений педагога с детьми. Чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения. Нужно хвалить ребенка за саму попытку найти решение. А затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ребенку, вместе найти правильное решение.
Для формирования самостоятельности очень полезно давать детям свободные задания: не просто повторить пройденный материал, а придумать что-то, отгадать загадку и т.п. Очень важны задания открытого типа, задания, не имеющие однозначного решения.
Педагогу следует помнить, насколько велика роль словесной оценки. Это относится, прежде всего, к оценке процесса деятельности ребенка и отношения к выполнению задания. Не должно злоупотреблять выражениями типа «неправильно», «не знаешь», «не стараешься». Целесообразно вообще заменить жестокое «неправильно» на более демократичное «Это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем мнение других».
Психологическая готовность включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность), довольно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие определенного запаса знаний (умственная готовность), а так же формирование качеств, обеспечивающих установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, участие в жизни класса, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность).
Структура психологической готовности к обучению в школе: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность, готовность эмоционально-волевой сферы.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательного процесса будущего школьника»
Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе...
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...
Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в том числе условий реализации основной образовательной программы) по итогам внешней экспертизы.
По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности по административным районам г.Новосибирска (в части анкетирования родителей воспитанников детских садов): доброжелательность и в...
Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...
Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра
Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...
ПРОЕКТ: Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализа
Развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»....