«Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи».
методическая разработка по развитию речи на тему

Наталья Александровна Булатова

Мастер – класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.51 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_master-klassu.ppt442.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс

«Использование технологии дидактического «Синквейна»

в работе логопеда по развитию речи»

                                                        Подготовила:  Н.А. Булатова

                                                учитель-логопед  

МКДОУ № 22 г. Аши

                                                        

                                                     г. Аша  2018 г

СЛАЙД 1

Мастер-класс Тема: «Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе по развитию речи».

Цель: расширение представления об инновационной технологии

Добрый день  уважаемые  коллеги! Свое выступление хочу начать со слов: «Лучше скажи мало, но хорошо».

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус и профессиональная карьера человека.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети  затрудняются в пересказе и составлению рассказов.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых  развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, регулировании процесса речевого развития.

И здесь на помощь может прийти  методика синквейн, которую сравнительно недавно   стали применять   педагоги для активизации познавательной деятельности.

Она используется, как метод развития  образной речи, позволяющий  быстро получить результат.  Это  не противоречит  образовательным и коррекционным  программам ДОУ.

СЛАЙД 2

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

- используется  для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово - действия, слово - признак, согласовывать слова в предложении.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

 Попробуем все-таки узнать подробнее, что же такое синквейн.

 Синквейн очень простое слово и происходит от французского слова «пять», что означает дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку),  маленький стих, без рифмы, отличающийся краткостью.

Строится синквейн по определенным правилам.

СЛАЙД 3

Правила составления синквейна таковы:

1-я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия.
         4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Здесь могут применяться пословицы, слова песен, афоризмы.

5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации) ………….

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по  событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая  характеристика.

Свой мастер – класс я назвала «Знай - твори - применяй».

Наше с вами общение хотела бы начать с вопроса:  Что такое детство?

На магнитную доску выставляется круг  со словом  детство.

Ответы педагогов.

Я хочу прочитать замечательное стихотворение Аннет Синица «Детство»

Детство от нас не уходит,

Детство всегда вместе с нами,

Те, кто от детства уходят

С детства стают стариками.

Детство от нас не уходит

Детство живет в нас всегда,

Просто из детства уходит

Жизни сует - суета.

Уважаемые коллеги, подумайте, с чем у вас ассоциируется слово «Детство»?

Я вас попрошу выбрать для себя то, что ближе  лично к вам, и написать буквально одно слово – синоним.

Педагогам раздаются из цветного картона шарики, на них они пишут  свои слова. Затем прикрепляю к магнитной доске

СЛАЙД 4

Ваши  определения совпали с моими.

На слайде слова – синонимы.

Мы определяли главное,  а в итоге  получилось детство. Оно лично значимо для каждого из нас.

Давайте попробуем вместе  составить синквейн  на тему: «Детство».

Обратите внимание на экран.

СЛАЙД 5

1 строка – Детство – главное слово.

2 строка – какое оно? (счастливое, веселое, радостное …)

3 строка – что оно делает? (мчится, спешит, радует, уходит…)

4 строка – предложение, афоризмы, пословицы или слова из песен….

(Детство – время золотое…)

5 строка – синоним или как по - другому можно назвать детство? (Беззаботность…)

СЛАЙД 6

Вот какой у нас получился синквейн.

Детство – счастливое, веселое. Мчится, спешит, радует. Детство — время золотое. Беззаботность.

СЛАЙД 7

Уважаемые коллеги, полученные вами знания, я предлагаю использовать на конкретном примере. Прошу выйти двух желающих. Возьмите с доски по одному слову. Пожалуйста, составьте с этими словами синквейн. Помните, что главное слово у вас есть, но вы все равно  его запишите. А дальше вам поможет подсказка на экране.

Пока наши девушки углубились в творчество, я попрошу вас, уважаемые коллеги,  тоже поиграть. Тема синквейна (показываю картинку) РЕБЕНОК.

Я прошу 1группу - подобрать слова признаки;

2 группа - подберите, пожалуйста, слова – действия;

3 группа - выразите свое отношение;

4 группе - я предлагаю подобрать ассоциации.

 Раздаю педагогам пустые полоски и маркеры, на которых они должны написать слова.

Начинаем.

          Ответы педагогов вывешиваю на  магнитную доску.

Примерный ответ

Ребенок.

Милый, наивный

Плачет, кушает, играет

Ребёнок любит родителей

Любовь!

Посмотрите какой замечательный у нас получился синквейн.

Девушки наши готовы. Пожалуйста зачитывайте свои синквейны!  

Педагоги читают свои синквейны. Вывешиваю их на доску.

Замечательно! Спасибо Вам огромное!

Вот мы подобрали с вами синквейны на наши темы.

Все мы знаем, что у детей больше развито наглядно – образное мышление и они воспримут быстро материал, когда это наглядно, красиво.

В работе с детьми  дошкольного возраста используются различные предметы, игрушки для подбора слов – признаков (например: собачка – мягкая, пушистая, теплая), сколько много слов-признаков мы подобрали. Или опорные картинки, где дети упражняются в подборе действий (например: зайка – плачет, грустит). И графические схемы, которые помогают детям более конкретно ощутить границы слов и строк.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: «Районное методическое объединение».

Музыка

Я для вас приготовила вот такую заготовку, пожалуйста, составьте синквейн на эту тему.

«Районное методическое объединение»

Актуальное, творческое

Волнует, объединяет, дисциплинирует

Смотр педагогического мастерства.

Испытание.

Я благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые сегодня в мастер-классе методы  позволят добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станут изюминкой в работе с детьми.

СЛАЙД 8

Успехов  вам и творчества.

Всем большое спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС Булатова Наталья Александровна учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши первая квалификационная категория Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Аша , 2018 г.

Слайд 2

Актуальность открываются новые творческие интеллектуальные возможности; гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК; способствует обогащению и актуализации словаря; является диагностическим инструментом; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); используется для закрепления изученной темы; является игровым методом.

Слайд 3

Правила составления синквейна Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия предмета. Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации)…

Слайд 4

Детство – это: радость улыбка беззаботность ребенок счастье жизнь доброта любовь здоровье игра

Слайд 5

Синквейн «ДЕТСТВО» 1 строка – Детство 2 строка – счастливое , ……… 3 строка – спешит , ………. , ……… 4 строка – Детство – время золотое. 5 строка – беззаботность …

Слайд 6

Синквейн к слову «Детство» Детство Счастливое, веселое Спешит, мчится, радует Детство – время золотое. Беззаботность

Слайд 7

1 – Кто? Что? (тема) – 1 существительное 2 – Какой? (описание темы) – 2 прилагательных 3 – Что делает? – 3 глагола 4 – Афоризмы , пословицы, слова из песен 5 – Кто? Что? (обобщение, ассоциация) – 1 существительное

Слайд 8

МАСТЕР - КЛАСС Носкова Наталья Александровна учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши первая квалификационная категория Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Аша , 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Презентация "Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи детей с ОНР"

В презентации представлены итоги использования технологии дидактического синквейна в ходе реализации логопедического проекта "Картинки без запинки"....

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что, прежде всего:- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;- гармонично вписывается в рабо...

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...