Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Белова Г. В.
Детский сад № 91 г. Казань, Татарстан
В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда произошла переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпела и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широком развертывании инновационных процессов в системе образования.
«Инновационные технологии» предполагают новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие воспитателю в работе. Это может быть внедрение в практику работы воспитателю здоровьесберегающих, оздоровительных, информационно-коммуникационных технологий, технологии личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, технологии сотрудничества и групповых форм проведения мероприятий, технологии педагогических мастерских, проектных, исследовательских и др. методов в обучении.
Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
«Синквейн» в переводе с французского языка означает «пять строк». Составление дидактического синквейна требует от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Использование синквейна в логопедической практике способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, способствует развитию высших психических функций. Чтобы правильно составить синквейн дошкольник должен иметь достаточный словарный запас в рамках темы, уметь классифицировать предметы по признакам, различать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие, научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свои мысли в виде предложений.
Правила составления дидактического синквейна:
- первая строка – одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова-признака;
- третья строка – три слова-действия, описывающих действия в рамках темы;
- четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым словом, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например:
- Груша.
- Большая, сочная.
- Жевать, чистить, мыть.
- Груша очень вкусная.
- Витамины.
Использование технологии синквейна в работе воспитателя
позволяет детям, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствовать способность к обобщению, расширять и уточнять словарный запас.
Предварительную работу по обучению синквейну можно разделить на несколько этапов:
1. Дифференциация предметов по признаку «живой» - «неживой» предмет.
2. Подбор слов-действий к предметам, изображённым на картинке.
3. Подбор слов-предметов и слов-действий к картинке, не объединяя их в предложение.
3. Называние предмета, по словам – признакам.
4. Нахождение слов, подходящих к графическому изображению.
5. Составление простого предложения (слово-предмет + слово-действие).
6. Составление распространённого предложения (слово-признак + слово-предмет + слово-действие, и.т.д.).
Дошкольники, умеющие писать, могут сами составлять синквейны. Если ребёнок не владеет навыками письма, то можно предложить нарисовать предмет и составить синквейн вместе с родителями дома. Используя готовый синквейн можно составить рассказ о предмете, или не называя первой строки на основе существующих строк, определить тему синквейна. Очень полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, развивает способность к анализу, требует от его составителя реализации всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.
Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
В чем же эффективность и значимость синквейна? Во- первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
Ель
Душистая, чудесная.
Растет, веселит, радует.
Я люблю зимнюю ель.
Зима, новый год, детство.
Кукла
Красивая, любимая.
Стоит, сидит, улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
Машина
Быстрая, мощная.
Едет, обгоняет, тормозит.
Я люблю кататься.
Транспорт.
Заяц
Белый, пушистый.
Скачет, прячется, боится
Я жалею зайца.
Дикие животные.
Котёнок
Чёрненький, пушистенький.
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное.
Арбуз
Круглый, вкусный.
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето.
Дети
Любимые, ласковые.
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье.
Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР. Словарный запас у детей увеличивается, речь становиться богаче , ярче дети перестают бояться высказывать свои мысли в слух.
Литература
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. 2010.
3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287с.
4. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова, 2-е изд., перераб. и доп. - М: ТЦ Сфера, 2010. - 208с.
5. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...
«Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи».
Мастер – класс...
Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;- гармонично вписывается в рабо...
«Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
О новой инновационной технологии...
Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР
Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...
Консультация для воспитателей "Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников"
Синквейн – один из эффективных и значимых методов развития речи детей....