Программа кружка "Театрализованная мозайка"
рабочая программа по развитию речи на тему
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralizovannaya_mozayka_17-18.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по театральной деятельности
с детьми 5-6 лет
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Пенькова Е.В.
Содержание:
|
Пояснительная записка
Одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса развития речи детей старшего дошкольного возраста. Хорошая речь - основное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 5-6 лет. Она разработана на основе программы: Маханевой М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Творческий центр «Сфера» Москва, 2001.
В ходе реализации программы реализуются следующие личностные качества детей. Коммуникативные качества:
- умение принимать себя и других;
- умение видеть в другом человеке его достоинства;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- знание культуры человеческого общения.
Коммуникативные навыки:
- накопление опыта положительного взаимодействия;
- умение находить общий язык;
- умение без насилия решать конфликты;
- навыки эффективного общения;
- умение выражать свое мнение публично;
- навыки коллективного взаимодействия;
- навыки взаимного уважения и признания;
Деятельностные качества: - умение планировать свою деятельность; - умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе; - умение действовать в конфликтных ситуациях.
Общечеловеческие ценности: - ценность семьи; - ценность здорового образа жизни; - знание и уважение народных традиций.
Занятия проводятся во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
К этой услуге планируется привлечение детей 5-6 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей – 11 человек.
Цель программы - развитие речи детей и эмоциональной сферы через театрализованную деятельность.
Задачи
- Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, в начале с помощью вопросов педагога, а затем с помощью поочерёдного пересказывания;
- Учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
- Активизировать словарь детей с помощью фразеологизмов, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Совершенствовать внимание, память;
- Способствовать раскрепощению детей;
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Для решения данных задач выработаны следующие методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Методы работы по организации игр – драматизаций:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
- рассматривание иллюстраций по теме;
- чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;
- беседы;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- пантомимические этюды и упражнения;
- театрализованные игры, игры драматизации;
- разучивание скороговорок;
- проигрывание отрывка из произведений художественной литературы;
- посещение детьми театров совместно с родителями.
Наряду с формами организации процесса использовали следующие методы:
- наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);
- словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение
художественной литературы, заучивание);
- игровые (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры,
театрализованные упражнения и пантомимические этюды).
Содержание программы:
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки
3. «Развитие речи» - с помощью чего у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Содержание программы:
1 – основы кукольного театра.
2 – основы актерского мастерства.
3 – проведение игр на развитие мимики, жестов.
4 – проведение досугов.
Предполагаемые результаты:
Дети 5-6 лет:
• произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читают стихотворный текст;
• передают образ героя характерными движениями;
• действуют на сцене в коллективе;
• держатся уверенно перед аудиторией.
- освоение невербальных средств общения (мимика, жесты.)
- речь детей связная, выразительная, расширился словарный запас
- научились выражать свои чувства и понимать чувства других
- дети уверенные, не робкие сопереживают другим
- у детей появился интерес к театру.
Для успешной реализации поставленных задач моя программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами. Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями. Предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.
Расписание занятий
Среда | 5-6 лет | 25 минут | 16.00 – 16.25 | Музыкальный зал |
Учебный план состоит из 30 занятий.
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки
Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки;
Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Средства обучения
1.Настольны театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Пальчиковый театр.
6.Театр Би-ба-бо.
7.Театр Петрушки.
8.Детские костюмы для спектаклей.
9.Взрослые костюмы для спектаклей.
10.Элементы костюмов для детей и взрослых.
11.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
12.Ширма для кукольного театра.
13.Музыкальный центр, видеоаппаратура.
14.Медиотека (аудио- и CD диски).
15.Декорации к спектаклю.
16. Методическая литература.
Литература
- Васькова О.Ф. «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015г.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», Москва, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Разноцветная мозайка"
Доступность обуславливается несложностью исполнительных приемов и возможностью свободного манипулирования готовыми формами, позволят детям достигать определенных результатов путем проб и ошибок. Бумаг...
Дополнительная образовательная рабочая программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительного к школе возраста «Алмазная мозайка»
Дополнительная образовательная рабочая программа (далее Программа) «Алмазная мозайка» разработана на основе дополнительной образовательной программы МБДОУ «ЦРР – д/...
Рабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми младшей группы (2–3 и 3-4 года) Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016). Срок ре
ОГЛАВЛЕНИЕ Целевой раздел образовательной программы.Пояснительная запискаЦели и задачи реализации программыПринципы и подходы к формированию программыХарактеристики особенностей развития детей ра...
План работы на май по программе "Мозайка"
Планирование образовательной деятельности и режимных моментов в старшей группе...
Рабоччая программа во второй младшей группе по образовательной программе "Мозайка"
Рабочая программа для второй младшей группы по образовательной программе "Мозайка". В программе даны рекомендации по каждому виду образовательной деятельности. Изложен список художественной ...
Дополнительная рабочая программа "Ритмическая мозайка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая фантазия» художественной направленности...
программа ритмическая мозайка
в результате освоения программы воспитанники умеют исполнять ритмические, сюжетно-образные танцы и комплексы упражнений под музыку, хорошо ориентируются в пространстве, способны к импровизации под муз...