Тема: «Какое время года лучше?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию.
Тема: «Какое время года лучше?»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Цель:Создание условий для обобщения представлений о весне как времени года, расширения словарного запаса, через восприятие художественной литературы и речевые игры.
Задачи:Обучающие : Упражнять в подборе существительных к прилагательным, в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;
Упражнять разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий, упражнять в подборе синонимов и антонимов;
Формировать умения , не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем, произносить чистоговорку с разной силой голоса.
Воспитательные: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навык сотрудничества.
Развивающие: развивать связную монологическую речь,
Развивать чувство ритма и рифмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_akoe_vremya_goda_luchshe.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Левушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников»
Разработчик :Черных Светлана Анатольевна
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию.
Тема: «Какое время года лучше?»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Форма НОД: комплексная ОД
Форма организации (групповая)
Учебно-методический комплект: к программе под редакцией Н.Е.Веракса «От рождения до школы»
Средства:
Зрительный ряд: мнемотаблицы по рассказу К Ушинского «Четыре желания», картина «Весна», предметные картинки, дидактическая игра «Звуковой поезд»
литературный ряд: рассказ К.Ушинский «Четыре желания»
музыкальный ряд: классическая музыка из серии «Времена года»
мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы мультимедийное приложение к книге стихотворений «Круглый год» Погорелова С.Т,
раздаточный материал предметные картинки.
Технологическая карта
Цель | Создание условий для обобщения представлений о весне как времени года, расширения словарного запаса, через восприятие художественной литературы и речевые игры. |
Задачи | Обучающие : Упражнять в подборе существительных к прилагательным, в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи; Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; Упражнять разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий, упражнять в подборе синонимов и антонимов; Формировать умения , не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем, произносить чистоговорку с разной силой голоса. Воспитательные: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навык сотрудничества. Развивающие: развивать связную монологическую речь, Развивать чувство ритма и рифмы. __________________________________________________________________________________________________ |
Планируемый результат | Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с детской литературой. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства;; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие: координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия,деятельность педагога | Действия, деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат
|
I. Мотивация к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Точечный массаж «Доброе утро!» Настрой на работу (хором): каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Громко, четко говорим И нисколько не шалим. Воспитатель сообщает детям, что сегодня утром пришло письмо, в котором написано: «Жили-были четыре времени года. (Какие?)…Жили они дружно и по очереди правили миром: три месяца – Зима (называют зимние месяцы), три месяца – Весна ( называют весенние месяцы), Три месяца _ Лето (называют) и три месяца – Осень (называют)… Но однажды они затеяли спор: кто из них самый главный? Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали топить печи, чтобы согреться. Помогите! Решите спор!» | Создать игровую, проблемную, мотивационную ситуацию …. | Самостоятельные попытки детей решить проблему, игровую задачу | Организация и настрой детей
|
II. Поиск, решение задачи, проблемы Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка | Дети, как вы думаете, какое время года самое главное? Почему? | Выявление «знания-незнания» Стимулирование общения, любознательности детей. Создание ситуации выбора. Поддержание детской инициативы | Поиск ответа на вопрос, решения проблемы Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. |
владение речью как средством общения и культуры; |
III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы Цель: Совместное определение конкретных действий | Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Константина Ушинского «Четыре желания».(читает) Дети отвечают на вопросы воспитателя с опорой на мнемотаблицы:
| Организация поиска ответа на вопрос, решения проблемы, задачи. Актуализация возможностей детей на выбор деятельности, средств. Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм совместной (индивидуальной) деятельности. | Осуществление выбора (форм, содержания, последовательности, материалов, средств, способа решения). Слушают; узнают методы исследования и способы передачи информации. | Обогащение знаниевого опыта; |
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности | Каждое новое время года казалось мальчику лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето…теплее или более теплое, трава зеленая, а после дождя она…. Зеленее или более зеленая, поздней осенью холодно, а зимой….холоднее или более холодно. (Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных): Чистый, высокий, стройный, веселый, теплый, сильный, главный и др. В рассказе говорится «пришла весна», а как можно сказать по другому? (наступила весна), набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (насобирал) и т.д. Весна пришла…А что она принесла? (дети называют признаки весны, начиная свой ответ со слов «Весной…») Как вы думаете, что влияет на смену времен года? От чего это зависит? Что за чудо есть у весны, которое помогает победить зиму? (Солнце) ХОРОМ ПОВТОРЯЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ (физминутка): Раз, два, три, четыре, пять, мы идем весну встречать! Весна-красна, приди скорей, Землю солнцем обогрей. Пусть тает снег, исчезнет лед А птичка песенку споет, Скорей набухнут почки и вырастут листочки. Речевая игра «Солнце какое?»(яркое, теплое, горячее, золотое, лучистое, доброе) Игра «Сравни и назови»: Солнце желтое, как… Солнце круглое, как… Солнце румяное, как… Солнце золотое, как… Солнце горячее, как… Солнце яркое, как… Солнце ласковое, как… А еще ласковыми могут быть слова. Речевая игра «Назови ласково»: Длинная трава-длинненькая травиночка Глубокая лужа- Старый пень- Сосновая иголка- Румяное яблоко- Длиннохвостый тритон- Зеленые лягушки- Голодный еж- Косолапый медведь- Весенняя погода- Речевая игра «Весенний» (день, солнце, настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей и т.д) Чистоговорка. (проговаривание с разной силой голоса) Пальчиковая игра « По полянке мы гуляли и цветочки сосчитали…» | Включение детей в деятельность (разные виды деятельности). Распределение содержания на совместную и самостоятельную деятельность. Включение детей в игровые обучающие ситуации, достаточные для самостоятельной, подгрупповой и групповой деятельности. | Обсуждение способа решения проблемы. Возможность передачи опыта друг другу. Дети: - принимают осознанные решения; - принимают активное участие в играх и деятельности; - учатся через познание окружающего мира, собственные открытия, инициативу, творчество; - берут на себя ответственность. | становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий -Умение работать с информацией -Умение делать логические выводы; |
V. Самоконтроль | Дети, я предлагаю вам оценить свою работу на занятии и нарисовать солнце, а какого оно будет цвета, будет ли улыбаться «сиять» или грустить, зависит от вашей самооценки. | Побуждение к анализу, синтезу, умозаключению… Привлекает детей к подведению итогов, к самоанализу; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы ( за столом) | Соотнесение продукта, результата деятельности с намеченным планом Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VI. Рефлексия, анализ. Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | В заключение нашей сегодняшней образовательной деятельности и узнать, что вы сегодня запомнили я хочу предложить вам очень сложную речевую игру « Замени предложение одним словом»: Цветы, распускающиеся сразу после таяния снега? (Первоцветы) Место где стаял снег и открылась земля? (проталина) Теплая погода с таянием снега и льда?(оттепель) Первый цветок, появившийся ранней весной? (подснежник) Падение капель оттаявшего снега? (капель) Движение льда по реке весной? ( ледоход) Разлив реки, наступающий из-за таяния снега, льда? (половодье). Дети, а вы любите весну? За что вы любите весну? (дети по очереди цепочкой отвечают «Я люблю весну за…) Повторение стихотворения «Травка зеленеет, солнышко блестит» Плещеев А.Н. А в конверте остались какие-то карточки… Это звуковой паровозик ( звук в), Дети берут по одной картинке и классифицируют их, определяя первый звук. | Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, Обеспечение баланса инициативы и свободного выбора видов деятельности | Самооценка детьми своего вклада в процесс достижения результата, Представление своего «продукта» деятельности сверстникам (взрослым) Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта |
VII. Открытость | Я тоже люблю весну за красоту пробуждающейся природы. Послушайте, как говорят о весне, какие красивые стихи и музыку пишут поэты и композиторы о весне. ( Мультимедийный диск «Круглый год») Дети, а какое сейчас время года? Почему вы так думаете? Назовите день, месяц и день недели (Сегодня…) А завтра какой день, месяц и день недели ( Завтра будет 1 апреля) 1 апреля-день смеха и веселья! | Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми | Трансформация знаний, умений, приобретенных в совместной деятельности с педагогом в опыт самостоятельной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какое время года?
Презентация "Времена года"глазами русских художников...
Комплекс артикуляционных. пальчиков и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО"
Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО"....
Конспект занятия для старшей группы по природному миру. Тема: КВН «Времена года».
Цели занятия: Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Учить использовать ...
Конспект НОД по Познавтельному развитию в старшей группе по теме:"Осень".(времена года).
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
Дидактическая игра "Какое время года?"
Дидактическая игра "Какое время года?"...
Дидактическая игра для детей группы компенсирующей направленности «Угадай, какое время года»
Дидактическая игра для детей группы компенсирующей направленности «Угадай, какое время года»Цель: закреплять представления детей о временах года. Учить находить признаки времен года, испол...