"Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи"
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

В презентации представлены дидактические игры для обогащения активного словаря дошкольников с ОНР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Слайд 2

Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего.

Слайд 3

Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5—6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах .

Слайд 4

ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий; раскрытие многозначности слова; расширение запаса синонимов и антонимов; формирование правильного употребления слова в связной речи. Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи :

Слайд 5

уточнение произношения слова; демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении); выработка умения подбирать к слову синоним, антоним; закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова. Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму :

Слайд 6

Примеры игр, заданий и упражнений

Слайд 7

Упражнение « Классификация предметов» Цель методики : Определение уровня развития предметного пассивного словаря. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования .

Слайд 9

Игра «Четвертый лишний» Цель методики : Определение уровня развития умственных операций анализа и обобщения у ребенка.

Слайд 11

Цель методики : Определение уровня сформированности операции обобщения, умения выделять существенные признаки . Например: Гора, горный, горе. Море , морщины, морской . Игра «Назови лишнее слово »

Слайд 12

Игра «Кто как голос подает?» Цель методики : исследование состояния глагольного (предикативного) словаря . Упражнение «Подбери картинки » Цель методики : исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания признаков .

Слайд 13

Упражнение «Какая? Какой? Какое?» Цель методики : исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания слов с противоположным значением . Упражнение «Скажи наоборот» Цель методики : исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением. Упражнение «Закончи предложение» Цель методики : исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.

Слайд 14

Игра «Какой предмет ?» Цели: Закреплять представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма ). Игра «Из чего сделано ?» Цели: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса), активизировать словарь признаков.

Слайд 15

Игра «Придумаем слова — родственники» Используя картинный материал, задаем детям вопросы : Какое время года? (Зима ) Как, сказать ласково? (Зимушка ) Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие ) А как по-другому сказать «Остаются на зиму»? (Зимуют ) Вспомните все слова - родственники к слову ЗИМА.

Слайд 16

Цель : совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов). Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно. Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон). Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик). Как называется сок из лимона? (Лимонный). Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник). Игра с мячом «Одна семейка»

Слайд 17

Цель : активизировать словарь глаголов. Описание игры Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы. Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить). Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить ). Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок). Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки ). Игра «Маленькие поварята»

Слайд 18

Цель : развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что ) Описание игры Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что. Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное ). Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог ). Игра «Закончи предложения»

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Обогащение и активизация словаря детей с общим недоразвитием речи

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...

Развивающие игры по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Раскрываются этапы коррекционно-логопедической работы по обогащению словаря воспитанников групп с ОНР старшег...