«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.pptx | 2.91 МБ |
opyt_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Актуальность На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки , колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Тверская область, п. Максатиха
Воспитатель: Смирнова Ульяна Михайловна
Выступление с опытом работы на тему:
«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»
2 слайд: В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
3 слайд Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
4 слайд Актуальность
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
5 слайд Работу по данному направлению я начала, когда мои детки пришли ко мне в группу раннего возраста. Работа с детьми осуществлялась как на занятиях, так и в свободное время. По программе Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество».
6 слайд : Перейдя с детками во 2- младшую группу, а сейчас в среднюю, работа с детьми осуществляется по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» и естественно диапазон целей и задач по развитию речи детей более расширился.
7 слайд: Всем известно что, детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель:
8 слайд: Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решаю следующие задачи:
–Создать в группе развивающую среду;
-Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;
-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
-Развивать мелкую моторику рук.
Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:
9 слайд: «Речевой уголок» (В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры) .
10 слайд: «Театральный уголок»
(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)
11 слайд: «Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»
(Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь. Детки учатся общаться между собой.
12 слайд: «Книжный уголок»
(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
13 слайд: В свой работе использую различные методы и формы:
Методы речевого общения
Наглядный
Практический
Словестный
14 слайд: Формы работы с детьми
. Непосредственно – образовательная деятельность. Составление описательных рассказов
15 слайд: На таких занятия, я решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.
16 слайд: Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях в свободной деятельности знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами, сказками. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным методом, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
17 слайд: Художественное творчество и развитие речи
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
18 слайд: Развитие речевого общения через игровую деятельность
Через игру побуждаю детей к общению друг с другом, а сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
19 слайд: Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) . Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
20 слайд: Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
21 слайд: Большую роль в развитие речи и пополнении активного словаря детей имеет заучивание и использование в режимных моментах пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворений.
22 слайд: В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемотехнику. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо процессов (процесс умывания, одевания и т.д.).
Целью мнемотехники является развитие мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, т.к. они связаны с полноценным развитием речи ребенка. Использование приемов мнемотехники позволяет сформировать у детей связную, последовательную и грамматически правильную речь.
23 слайд: Развитие речи на прогулке
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень.
24 слайд: В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
25 слайд: Работа с родителями
Активными помощниками в решении поставленных задач стали родители. Использую такие формы работы, как родительское собрание, консультации, папки – передвижки, беседы, информационные стенды ,семейное чтение, разучивание стихов.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками.
И рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
А напоследок хочется сказать: развитие речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль как одна из основных функций управления ДОУ
Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....
Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько пом...
Музыка - как одно из основных средств в нравственном развитии дошкольников
В этом материале затронуты актуальные вопросы нравственного воспитания детей, суть которой, заключается в том, чтобы взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому ...
Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте
Методическая разработка по теме: Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте....
Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"
Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями и приёмами коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...
Здоровьесбережение как одна из основных задач сохранение и укрепление здоровья детей.
Газета для родителей....