Конспект занятия по развитию речи по теме "Профессии на транспорте" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

                             Расширение и закрепле­ние представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря  по  теме  «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель,     маши­нист,     летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить, рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный). Совершенствование  грамматическою строй речи. Совершенствова­ние навыка слогового         анализа слов. Совершенствование навыков составления и чтения слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_na_transporte_22.01.2018.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Профессии на транспорте»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря  по  теме  «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель,  машинист, летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить, рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный). Совершенствование  грамматическою строй речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыков составления и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого  слуха и фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества,  взаимопонимания,  доброжелательности,  самостоятельности,  инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки по теме «Профессии на транспорте»,  тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения машин и людей, изображения самолетов и ангаров с закрепленными на них слогами.

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «В автобусе» («В самолете»). Рассматривание картинок по теме «Профессии на транспорте» в тетради «Занимаемся вместе» (I часть) и беседа с воспитателями с использованием картинок. Разучивание упражнения «Летчик» с воспитателем.

                                           Ход  занятия

1. Организационный момент.  [Совершенствование навыка  слогового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед каждым ребенком лежит картинка (шофер, капитан, летчик, машинист, водитель).

Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Вспомните названия профессий этих людей. Разделите эти названия на слоги. Сначала сядут те дети, которые разделили названия профессий на три слога. Потом сядут те дети, которые разделили названия профессий на два слога.

Дети садятся.

Логопед.  Молодцы. Вы правильно разделили  названия профессий на слоги. Сегодня мы с вами и будем говорить о профессиях людей, работающих на транспорте.

2. Отгадывание  загадок с опорой на картинки. [Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи]

Логопед помещает предметные картинки на наборное полотно.

 Логопед. А сейчас я загадаю вам загадки. Картинки помогут вам отпадать их.

Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест се никак!

Дети. Это шофер.

Логопед. Как вы догадались? Объясните

Дети.  Шофер крутит баранку.  Так называют руль.

Логопед. Хорошо. Слушайте следующую загадку.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нём.

Дети. Это капитан. Он управляет кораблем. У него есть бинокль.

Логопед. Отлично. Вы отгадали мои загадки и дали хорошие объяснения.

3. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики.        

4.        Игра «Кто чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме  творительного падежа).]

Логопед в два столбика помещает на доску  плоскостные изображения людей, работающих на транспорте, и транспорта.

Логопед. Кого вы видите на картинках?

Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.

Логопед. Выберите профессию, которая вам нравится. А потом машину, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

1-й ребенок.  Летчик управляет самолетом.

2-й ребенок. Капитан управляет  кораблем.

3-й ребенок. Машинист управляет поездом.

4-й ребенок. Шофер управляет машиной.

5. Игра  «Кто  что делает?»  [Расширение словаря глаголов  по теме «Профессии на транспорте».  Развитие ловкости.]  

Логопед. А сейчас поиграем в другую игру. Вам придётся вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я называю профессию. Вы говорите, что делает этот человек. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.

1-й ребенок.  Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Логопед. Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Логопед. Машинист.

3-й ребенок.  Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Логопед. Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит,

Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами

6.  Упражнение «Летчик». [Координация общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.

Бегут на месте, крутят   воображаемый

руль.

Бегут, расставив руки, как  крылья.

Остановились, наклонили  воображаемый сосуд.

Круговое  движение   правой  рукой.

Вновь бегут, расставив руки.

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу  пропеллер.

 В небеса, мотор,  веди.

Чтобы  птицы  пели.

                                                                                                                                                         Н. Маяковский.

7.  Упражнение «Составь и прочитай слова». [Совершенствование навыков составления и чтения слов]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и раздает им предметные картинки, рассыпает на  ковре изображения самолетов и ангаров с написанными на них слогами (рис, 37)

                   

Логопед. Назовите, что нарисовано на  картинках.

Дети. Самолёты и ангары.

Логопед. Посмотрите внимательно и подумайте. Нам нужно прочитать слова. Для этого вам нужно выбрать один самолетик с написанным  на  нем слогом и ангар, около которого надо поставить самолетик, чтобы получилось слово.

 Что у вас получилось?

1-й ребенок. Буквы

2-й ребенок, Дубы.

3-й ребенок. Кофты

4-й ребенок. Ноты

Логопед. Положите картинки на ковер.

Дети составляют и читают слова. Логопед оценивает их работу и убирает пособие.

8. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,                      Хлопки ладонями и удары кулаками друг о друга

Продаёт она орешки:                            попеременно.

Лисичке – сестричке,                            Загибают по одному пальцу, начиная с большого

Воробью, синичке,                                пальца.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.        

Кому в платок,                                       Ритмичные хлопки ладонями и удары кулаками.

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

Русская народная потешка

9. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой  моторики,  зрительного  внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед убирает картинки и раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на  левую  страничку. Что вы видите?

Дети.  Это руль и бинокль.

Логопед. Правильно. Это предметы, о которых говорилось в отгаданных вами загадках. Возьмите карандаши,  обведите тот предмет, который нужен шоферу, а потом раскрасьте его,

Дети выполняют гадание. Логопед оценивает их работу.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Большое транспортное путешествие" для старшей (логопедической) группы

Обогащение словарного запаса детей по теме "Транспорт". Применение ИКТ в образовательной деятельности....

конспект занятия по развитию речи на тему " Виды транспорта" в средней группе

Тема: « Виды транспорта»Задачи:Образовательные:·        Знакомить детей с понятием –транспорт;·        Закреплять в активном слова...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей старшей логопедической группы «Прогулка в весенний лес»

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе в старшей группе « Прогулка в весенний лес»Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:1. Обр...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная по...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...