Буклеты по закреплению лексических тем
методическая разработка
Речевые игры и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_pereletnye_ptitsy.docx | 86.9 КБ |
vesna.docx | 119.68 КБ |
dary_oseni.docx | 1.64 МБ |
derevya_i_kustarniki.docx | 1.73 МБ |
domashnie_zhivotnye.docx | 483.03 КБ |
nash_poselok.docx | 47.13 КБ |
ryby.docx | 156.85 КБ |
semya_buklet.docx | 176 КБ |
tsvety.docx | 201.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, СТРИЖ, КУКУШКА, ЖУРАВЛЬ, ГУСИ, ЛЕБЕДИ, ЖАВОРОНОК, ДРОЗД, ГНЕЗДО, СКВОРЕЧНИК, САМЕЦ, САМКА, ПТЕНЦЫ, ЯЙЦА, ПЕВЕЦ, НАСЕКОМЫЕ, ЛИЧИНКИ, ОПЕРЕНЬЕ, СТАЯ, СТРАНЫ, НОГИ, ШЕЯ, КРЫЛО, ГЛАЗА, ХВОСТ, КЛЮВ, ГОЛОВА, АИСТ, ЦАПЛЯ.
ГЛАГОЛЫ: ЛЕТЯТ, УЛЕТАЮТ, ПРИЛЕТАЮТ, ВОЗВРАЩАЮТСЯ, СТРОЯТ, ЧИСТЯТ, ОТКЛАДЫВАЮТ, ВЬЮТ, ВЫВОДЯТ, ВЫСИЖИВАЮТ, КОРМЯТ, ПОДРАСТУТ, ОКРЕПНУТ, ПИЩАТ, ПОЮТ, КУРЛЫЧУТ, ПОКИДАЮТ, ПРОЩАЮТСЯ, СОБИРАЮТСЯ, ПОЕДАЮТ, КЛЮЮТ, УНИЧТОЖАЮТ, СВИТЬ, ЩИПЛЕТ, СКЛЕИТЬ, СЛЕПИТЬ.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: БОЛЬШАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ПЕВЧАЯ, ЧЁРНЫЙ, ТЕПЛЫЕ (КРАЯ), БЕЛЫЙ, ПОЛОСАТОЕ, ЗАБОТЛИВЫЕ, ХЛОПОТЛИВЫЕ, ВЕСЕННЯЯ, ЧУЖИЕ, ПУШИСТЫЕ, ЗВОНКАЯ, ПОЛЕВОЙ, ДАЛЬНИЕ, КРАСИВОЕ, ДЛИННОНОГИЙ,
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь
ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ (ПОЧЕМУ?)
СОРОКА, ВОРОНА, СИНИЦА, ЛАСТОЧКА
(ЛАСТОЧКА – ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ)
ЖУК, БАБОЧКА, ПТЕНЕЦ, КОМАР
(ПТЕНЕЦ – ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ)
ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ
ЖУРАВЛИ – ЖУРАВЛЯТА
ГРАЧИ – ГРАЧАТА
ГУСИ – ГУСЯТА
СКВОРЦЫ – СКВОРЧАТА, УТКИ-, КУКУШКИ-, СТРИЖИ-…
ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ?
ЧЕЙ КЛЮВ? У ЖУРАВЛЯ – ЖУРАВЛИНЫЙ;
У ГУСЯ – ГУСИНЫЙ;
У УТКИ-; У КУКУШКИ-; У ГРАЧА-…
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ
- ЗИМУЮЩАЯ ИЛИ ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА?
- ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗЫВАЮТ?
- ВНЕШНИЙ ВИД (ХВОСТ, ГОЛОВА, КРЫЛЬЯ, ТУЛОВИЩЕ, КЛЮВ, ПЕРЬЯ, РАСЦВЕТКА…)
- ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?
- ГДЕ ЖИВЁТ – ДУПЛО, СКВОРЕЧНИК, ГНЕЗДО…
В М Е С Т Е С Р Е Б Ё Н К О М
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ
БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЁНКА
ПОСТРОЕНА ИЗБЁНКА.
НА ШЕСТЕ ДВОРЕЦ,
ВО ДВОРЕ ПЕВЕЦ,
А ЗОВУТ ЕГО…
ЯВИЛСЯ В ЖЁЛТОЙ ШУБКЕ,
ПРОЩАЙТЕ, ДВЕ СКОРЛУПКИ.
ПОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДИН ИЗ НИХ
СКВОРЦЫ
МЫ ВСТАВАЛИ НОЧЬЮ ДАЖЕ,
ИЗ ОКНА СМОТРЕЛИ В САД:
НУ КОГДА ЖЕ, НУ КОГДА ЖЕ
НАШИ ГОСТИ ПРИЛЕТЯТ?
А СЕГОДНЯ ПОГЛЯДЕЛИ –
НА ОЛЬХЕ СИДИТ СКВОРЕЦ.
ПРИЛЕТЕЛИ, ПРИЛЕТЕЛИ,
ПРИЛЕТЕЛИ, НАКОНЕЦ
Тема: «Что должен знать ребенок о перелетных птицах»
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Предварительный просмотр:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет водой
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький.
Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня!
Из далека по песенке
Узнаете меня.
ПОЧИТАЙТЕ (ВЫУЧИТЕ) СТИХИ:
ВЕСНА
К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ
БЫСТРЫМИ ШАГАМИ,
И СУГРОБЫ ТАЮТ
ПОД ЕЕ НОГАМИ.
ЧЕРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ
НА ПОЛЯХ ВИДНЫ.
ВИДНО, ОЧЕНЬ ТЕПЛЫЕ
НОГИ У ВЕСНЫ!
(И. ТОКМАКОВА)
Тема: ВЕСНА
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ВЕСНА, МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ, СНЕГ, СОСУЛЬКИ, ПРОТАЛИНЫ, СОЛНЦЕ, РУЧЬИ, ГОНЦЫ ВЕСНЫ, ПОЛОВОДЬЕ, ЛЕДОХОД, КАПЕЛЬ, ПАВОДОК, ЛУЖИ, ВЛАГА, ПОСЕВЫ, ПОСАДКИ, ПРОБУЖДЕНИЕ, ПОДСНЕЖНИК, ОТТЕПЕЛЬ.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ХОЛОДНЫЕ, ЖУРЧАЩИЕ, ЗВОНКИЕ, ГОВОРЛИВЫЕ, БУЙНЫЕ, ШУМЛИВЫЕ, МНОГОВОДНЫЕ, ВЕСЕННЕЕ, ЛУЧИСТОЕ, ТЕПЛОЕ, ЯРКОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, КРАСНОЕ, ВЛАЖНЫЙ, МАРТОВСКАЯ, ВЕШНИЕ ВОДЫ, ЛАЗУРНОЕ, ЧИСТОЕ, ЯСНОЕ, ПТИЧЬЕ, ПРОХЛАДНЫЕ, СОЛНЕЧНЫЙ, РЫХЛЫЙ, СУРОВЫЙ.
ГЛАГОЛЫ: НАСТУПИЛА, ПРОДВИГАЕТСЯ, ПРИЛЕТЕЛИ, ВЫЛЕТЕЛИ, КРУЖАТСЯ, ВЬЮТСЯ, ХЛОПОЧУТ, ВЬЮТ, ЖУРЧАТ, БЕГУТ, ЗВЕНЯТ, ЗАТОПЛЯЕТ, ТРОНУЛСЯ, ПОЮТ, ПРОБИВАЮТСЯ, ТАЕТ, СВЕТИТ, ГРЕЕТ, ПРИГРЕВАЕТ, КАПАЕТ, ТЕЧЕТ, ДЫШИТСЯ, ПАХНЕТ, ПРОСЫПАЕТСЯ, ОСЕДАТЬ.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь
ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ:
ПРИШЛА – ВЕСНА
ПЛЫВУТ - …
ДУЕТ - …
БЕГУТ - …
СВЕТИТ….
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ:
СОЛНЦЕ – ГРЕЕТ, СВЕТИТ…
ОБЛАКА - …
СНЕГ - …
ПТИЦЫ…..
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ:
ЗЕМЛЯ – ЧЕРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, МЕРЗЛАЯ…
СОЛНЦЕ - …
ПТИЦЫ - …
ЧИСТЫЙ, БЫСТРЫЙ, ЗВОНКИЙ – РУЧЕЙ
ЯРКОЕ, ЛУЧИСТОЕ, ТЕПЛОЕ - …
ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ:
СИНИЙ ЛЕД ПОХОЖ НА (СТЕКЛО…)
ГУСТОЙ ТУМАН - …
ПУШИСТЫЕ ОБЛАКА - …
СОСУЛЬКА - …
СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ «ПОТОМУ ЧТО»:
ПОЧЕМУ СНЕГ ТАЕТ? СНЕГ ТАЕТ, ПОТОМУ ЧТО…
ПОЧЕМУ БЕГУТ РУЧЬИ?…
В М Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
ОНА ПРИШЛА С ЛАСКОЙ
И СО СВОЕЙ СКАЗКОЙ.
ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ ВЗМАХНЕТ –
В ЛЕСУ ПОДСНЕЖНИК РАСЦВЕТЕТ.
(весна)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНЬ
КОНЬ МЕНЯ В ДОРОГУ ЖДЁТ,
БЬЁТ КОПЫТОМ У ВОРОТ,
НА ВЕТРУ ИГРАЕТ ГРИВОЙ
ПЫШНОЙ, СКАЗОЧНО КРАСИВОЙ.
КРОЛИКИ
МЫ НА ФЕРМЕ ПОБЫВАЛИ,
БЕЛЫХ КРОЛИКОВ ВИДАЛИ.
ШУСТРЕНЬКИЕ КРОЛИКИ
ТО ЛОЖИЛИСЬ, ТО КРУЖИЛИСЬ
В ПРОВОЛОЧНОМ ДОМИКЕ.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы
У М Е Т Ь
- Кто как разговаривает?
Курица – кудахчет, квохчет
Петух – кукарекает
Гуси – гогочут
Утки – крякают…
- Собери семью.
Петух – курица – цыплята
Утка – селезень – утята
Гусь – гусыня – гусята
Индюк – индюшка – индюшата
Чье? Чья? Чьи? Чей?
Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
- Составлять описательный рассказ по плану:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто детеныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Расширяем словарный запас по теме:
«Домашние животные и домашние птицы»
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь
НАХОДИТЬ ДЕТЕНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ
У КОШКИ – КОТЕНОК, У СОБАКИ – ЩЕНОК, У КОЗЫ – КОЗЛЕНОК…
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ
ЩЕНОК – МАЛЕНЬКИЙ, ДЛИННОУХИЙ, ЗАБАВНЫЙ, ГЛУПЫЙ, СМЕШНОЙ..
ТЕЛЕНОК - …, КОШКА - …, КРОЛИК - …
ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ
НАЗВАНИЕ
ВНЕШНИЙ ВИД
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ
ГДЕ ЖИВЕТ
КАК ГОЛОС ПОДАЕТ
КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСИТ
СРАВНИВАТЬ ДВУХ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ
КАКОЕ ТЕЛО?
ЧЕМ ПОКРЫТО?
КАКИЕ УШИ, НОС, ГЛАЗА, ХВОСТ, МОРДА…?
ЧЕМ ПИТАЮТСЯ?
ГДЕ ЖИВУТ?
В М Е С Т Е С Р Е Б Ё Н К О М
ЗАГАДЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ ЗАГАДКИ-ОПИСАНИЯ
ПРЫГАЕТ, ГРЫЗЁТ, ПРЯЧЕТСЯ.
БОДАЕТСЯ, ЖУЁТ, БЛЕЕТ.
КРАДЁТСЯ, ЦАРАПАЕТСЯ, МУРЛЫЧЕТ.
ПАСЁТСЯ, ЖУЁТ, МЫЧИТ.
ГРЫЗЁТ, ОХРАНЯЕТ, ЛАЕТ.
ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА ЛЮБЫМ ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ. ОБСУДИТЕ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ КАЖДОГО, ОТВЕТИВ НА ВОПРОСЫ: ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО КАК ХОДИТ КОШКА; ДЛЯ ЧЕГО У ЛОШАДИ НА НОГАХ ПОДКОВЫ; ЗАЧЕМ КОРОВЕ РОГА И Т.Д.
ПОЧИТАЙТЕ С РЕБЁНКОМ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ, СТИХИ
КОШКА
ВЫ СО МНОЙ ЗНАКОМЫ БЛИЗКО.
Я – ПРИВЕТЛИВАЯ КИСКА.
КВЕРХУ - КИСТОЧКИ НА УШКАХ,
КОГТИ СПРЯТАНЫ В ПОДУШКАХ.
ЧИСТОПЛОТНА, АККУРАТНА,
ЕСЛИ ГЛАДЯТ – МНЕ ПРИЯТНО.
Предварительный просмотр:
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ПОСЕЛОК, КРАЙ, ПРИРОДА, ЛЕС, УЛИЦА, ДОМА, ДВОРЫ, СТАДИОН, БАССЕЙН, МАГАЗИНЫ, БИБЛИОТЕКА, ПОЧТА, ДОМ КУЛЬТУРЫ, ШКОЛЫ, ДЕТСКИЙ САД, ПАМЯТНИКИ, БОЛЬНИЦА, ПОЛИКЛИНИКА, ШАХТА, ФАБРИКА, КАРЬЕР, АДРЕС, КИОСК, ГАЗОН, ПОДЪЕЗД, ТРОТУАР.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: СТАРЫЕ, ТИХИЕ, СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ, МНОГОЭТАЖНЫЙ, ШУМНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, КАМЕННЫЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ, КИРПИЧНЫЕ, ОДНОЭТАЖНЫЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, КРАСИВЫЕ, ШИРОКИЙ, ПРЯМОЙ, УЗКИЙ.
ГЛАГОЛЫ: ЖИТЬ, СТРОИТЬ, ПЕРЕСТРАИВАТЬ, ЕЗДИТЬ, ПЕРЕЕЗЖАТЬ, СМОТРЕТЬ, РАСТИ, ХОРОШЕТЬ, РАСШИРЯТЬСЯ, БЛАГОУСТРАИВАТЬ, РЕМОНТИРОВАТЬ, УБИРАТЬ, ЛЮБИТЬ, ГОРДИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ, ТРУДИТЬСЯ, ПОМОГАТЬ.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь
ОБРАЗОВЫВАТЬ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО:
ДОМ – ДОМА
УЛИЦА – УЛИЦЫ
ДВОР – ДВОРЫ
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
ДОМ – ОДНОЭТАЖНЫЙ, МНОГОЭТАЖНЫЙ, КИРПИЧНЫЙ…
УЛИЦЫ – ШИРОКИЕ, УЗКИЕ, ПРЯМЫЕ, ЧИСТЫЕ…
ДОРОГИ …….
ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:
ОДИН ДОМ, ДВА ДОМА,…,ПЯТЬ ДОМОВ…
ОДНА УЛИЦА, ДВЕ УЛИЦЫ,…, ПЯТЬ УЛИЦ…
ОДИН МАГАЗИН, ДВА МАГАЗИНА,…, ПЯТЬ МАГАЗИНОВ…
СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:
НАЗВАТЬ СВОЙ АДРЕС
СКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ НУЖНО ЗНАТЬ СВОЙ АДРЕС
КОМУ МОЖНО ГОВОРИТЬ СВОЙ АДРЕС, А КОМУ – НЕТ
НАХОДИТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ:
МЕЖДУ ПОСЕЛКОМ И ДЕРЕВНЕЙ
МЕЖДУ ГОРОДОМ И ПОСЕЛКОМ
В М Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М
РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОСЕЛОК, ГДЕ ОН ЖИВЕТ, В ЧЕСТЬ КОГО НАЗВАН ПОСЕЛОК, ЧЕМ ОН ЗНАМЕНИТ;
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ГЛАВНУЮ УЛИЦУ, КАКИЕ НА НЕЙ ПОСТРОЕНЫ ДОМА;
ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ ПО ПОСЕЛКУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТРОЕНИЯ, ДОМА, А ТАКЖЕ НА ПАМЯТНИКИ;
ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ ПОНЯТИЕ «УЛИЦА», РАССКАЗАТЬ, ЧТО КАЖДАЯ УЛИЦА ИМЕЕТ СВОЕ НАЗВАНИЕ, А КАЖДЫЙ ДОМ – СВОЙ НОМЕР;
ВЫУЧИТЬ С РЕБЕНКОМ СВОЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС;
НАРИСОВАТЬ КАРТИНУ
«ДОМА НА МОЕЙ УЛИЦЕ»;
СОСТАВИТЬ РАССКАЗ
«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» (ПРОИЗВОЛЬНЫЙ РАССКАЗ РЕБЕНКА).
Расширяем словарный запас по теме:
«НАШ ПОСЁЛОК»
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Предварительный просмотр:
Тема недели: РЫБЫ.
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь
Существительные: карась, окунь, лещ, сазан, форель, лосось, акула, камбала, сельдь, кит, дельфин, рыба-меч, касатка, гуппи, меченосец, сомик,скалярия, золотая рыбка, чешуя, плавники
Прилагательные: морские, речные, аквариумные, хищная, мирная,
Глаголы: плавает, нападает, питается, обитает, ныряет, охотится, размножается, защищается, скрывается.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Акула- хищная, большая, зубастая…
Гуппи – аквариумная, маленькая, красивая, мирная..
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Дельфин – плавает, ныряет, выпрыгивает, …
Акула – нападает, охотится, питается…
ОПИСЫВАТЬ ПО ПЛАНУ:
НАЗВАНИЕ
МЕСТО ОБИТАНИЯ
ВНЕШНИЙ ВИД
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ
СРАВНИВАТЬ:
ЩУКУ С МЕЧЕНОСЦЕМ
СКАЛЯРИЮ с КИТОМ
КАСАТКУ с СОМИКОМ
Дети должны классифицировать рыб по месту обитания:
- Морские
- Пресноводные (речные)
- Аквариумные
Дети должны классифицировать рыб по способу питания:
- Хищная
- Мирная
Предварительный просмотр:
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЫН, ДОЧЬ, БРАТ, СЕСТРА, ВНУК, ВНУЧКА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, СЕМЬЯ, ТЁТЯ, ДЯДЯ, ОТЕЦ, МАТЬ, ШКОЛЬНИК, ШКОЛЬНИЦА, ОТЛИЧНИК, БАССЕЙН, ШАХМАТЫ, ШАШАКИ, ЖУРНАЛ, КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, ДОМ, КВАРТИРА, ПОДЪЕЗД.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ЛАСКОВЫЙ, СТАРШИЙ, МЛАДШИЙ, ВЗРОСЛЫЕ, ЛЮБИМЫЙ, ДРУЖНЫЙ, ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ, ВЫСОКИЙ, НИЗКИЙ, ДЕТСКИЙ, СТАРЫЙ, МОЛОДОЙ, ЦВЕТНОЙ, МЯГКИЙ, ТВЕРДЫЙ, УДОБНЫЙ, БЛАГОУСТРОЕННАЯ, ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХКОМНАТНАЯ, СИЛЬНЫЙ, СЛАБЫЙ, ПРИМЕРНЫЙ, ШАЛОВЛИВЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ГРУСТНЫЙ, МУДРЫЙ, ГЛУПЫЙ, ЛЕНИВЫЙ.
ГЛАГОЛЫ: СИДИТ, СТОИТ, СПИТ, РИСУЕТ, ШИТЬ, ПОРОТЬ, ВАРИТЬ, ГЛАДИТЬ, ЧИНИТЬ, РВАТЬ, ШТОПАЕТ, СТИРАЕТ, УБИРАЕТ, РАЗБРАСЫВАЕТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ПЛАЧЕТ, СМЕЕТСЯ, ДРУЖИТ, ССОРИТСЯ, ПОМОГАЕТ, УХАЖИВАЕТ, ВОРЧИТ, ЛЮБИТ, ПЕЛЕНАЕТ, СТРЯПАТЬ, ПОСЕЩАТЬ.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Подбирать признак
Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…
Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…
Бабушка (какая?), дедушка (какой?)…
Образовывать притяжательные прилагательные:
Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…
Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина…
Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино…
Уметь сравнивать кто старше/младше:
Папа – сын /папа старше, а сын младше/
Папа – дедушка …..
Дядя – внук…
Внучка – бабушка…
Понимать логико-грамматические конструкции:
Мамина дочка, мама дочки, дочка мамы.
Составлять рассказ о своей семье:
С кем ты живешь?
Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
Как вы живете?
Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?
Чем вы любите заниматься в выходные дни?
Как проводите праздники?
К кому вы любите ходить в гости? Почему?
Любишь ли ты своих родных? За что?
ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ:
Поговорите с ребенком о своей семье, получите ответы на вопросы:
- С кем ты живешь?
- Сколько человек в твоей семье?
- Назови всех членов семьи.
- Кто самый младший/старший?
- Предложите ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию родителей, место работы.
Нарисуйте в альбоме картинку «Моя семья» /совместно
Что должен знать ваш ребенок о семье?
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Предварительный просмотр:
В М Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М
ПОБЕСЕДУЙТЕ О ТОМ, КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ В ПРИРОДЕ, КАКИЕ ЦВЕТЫ ПОЯВИЛИСЬ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РАЗЛИЧИЕ ЦВЕТОВ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ, НА ЦВЕТ И ЗАПАХ
ПОЧИТАЙТЕ СТИХИ И ЗАГАДКИ, ВЫУЧИТЕ ПОЛЮБИВШИЕСЯ
ПУШИСТЫЙ ЦВЕТОК
КАЧНУЛ ВЕТЕРОК.
ОЙ! И ШАПКА ДОЛОЙ
НЕЗАБУДКИ
ИХ ВИДИМО – НЕВИДИМО,
НЕ СОСЧИТАЕШЬ ИХ!
И КТО ИХ ТОЛЬКО ВЫДУМАЛ –
ВЕСЕЛЫХ, ГОЛУБЫХ?
ДОЛЖНО БЫТЬ, ОТОРВАЛИ
ОТ НЕБА ЛОСКУТОК,
ЧУТЬ – ЧУТЬ ПОКОЛДОВАЛИ –
И СДЕЛАЛИ ЦВЕТОК.
Что должен знать ваш ребенок о цветах?
(из серии буклетов «Помощь родителям в развитии речи детей по лексическим темам»)
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ПЕРВОЦВЕТ, ПОДСНЕЖНИК, ОДУВАНЧИК, МАТЬ-И-МАЧЕХА, НАРЦИСС, МИМОЗА, ТЮЛЬПАН, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛАНДЫШ, РОМАШКА, КЛЕВЕР, ЛЮТИК, НЕЗАБУДКА, ФИАЛКА, БУТОН, ЛЕПЕСТОК, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТЬЯ, МЕДУНИЦА, ПРИРОДА, ОХРАНА, АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: КРАСИВЫЙ, НЕЖНЫЙ, ДУШИСТЫЙ, АЛЫЙ, ЛИЛОВЫЙ, БЕЛОСНЕЖНЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ, РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, РЕДКИЙ, ХРУПКИЙ, ПУШИСТЫЙ, ГЛАДКИЙ, ВЬЮЩИЙСЯ, КОМНАТНЫЙ, ЛУГОВОЙ, САДОВЫЙ, ПОЛЕВОЙ, СВЕТОЛЮБИВЫЕ, ТЕПЛОЛЮБИВЫЕ.
ГЛАГОЛЫ: РАСТУТ, ЦВЕТУТ, ВЫРАЩИВАЮТ, ВЫСАЖИВАЮТ, САДЯТ, ПОЛИВАЮТ, УХАЖИВАЮТ, РЫХЛЯТ, ПЕРЕСАЖИВАЮТ, ПОЛЮТ, СЕЮТ, ПАХНУТ, СРЕЗАЮТ, ЛЮБОВАТЬСЯ, РВАТЬ, УНИЧТОЖАТЬ, НЮХАТЬ, РИСОВАТЬ, РАСЦВЕТАТЬ, РАСПУСКАТЬСЯ.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь
ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:
ОДИН ЦВЕТОК, ДВА ЦВЕТКА,…, ПЯТЬ ЦВЕТКОВ…
ОДНА ФИАЛКА, ДВЕ ФИАЛКИ,…, ПЯТЬ ФИАЛОК…
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
ПОДСНЕЖНИК – ПЕРВЫЙ, БЕЛЫЙ, НЕЖНЫЙ…
ФИАЛКА – МАЛЕНЬКАЯ, ФИОЛЕТОВАЯ, КОМНАТНАЯ…
ЛИСТЬЯ - …
МИМОЗА - …
ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:
ЦВЕТЫ МОЖНО – САДИТЬ, РВАТЬ, ПОЛИВАТЬ…
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ:
НАЗВАНИЕ
СТРОЕНИЕ
ГДЕ РАСТЕТ
СПОСОБЫ УХОДА
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦВЕТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематический план(примерный) и рекомендации по закреплению лексических тем родителям и воспитателям.
Используемые мною формы взаимодействия с родителями и частично с воспитателями в процессе изучения лексических тем в коррекционной группе(5-7 лет). Рекомендации по закреплению л...
Рекомендации родителям по закреплению лексических тем
Данный материал будет полезен родителям для проведения занятий с детьми в домашних условиях по заданию логопеда или дефектолога.Упражнения направлены на развитие лексико-грамматического строя и ...
Логоритмическое занятие на закрепление лексических тем: сад, фррукты, ягоды.
Логоритмическое занятие в средней группе, на закрепление лексических тем: сад, фрукты, ягоды....
План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.
Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...
Электронная презентация "Словесные игры и упражнения для закрепления лексических тем о животном и растительном мире"
Электронная презентация словесных и дидактических игр , направленных на закрепление словаря дошкольников по лексическим тем о животномам и растительном мире....
Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала
Данный материал разработан для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в целях закрепления полученных речевых навыков в домашни...
Конспект занятия по развитию речи на закрепление лексической темы "Сказки" - «Поможем зайке»
Занятие по развитию речи на закрепление лексической темы «Сказки»...