Теория решений изобретательских задач. Игры технологии ТРИЗ
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шабанова Елена Владимировна

.Теория решений изобретательских задач

2.Генрих Саулович Альтшуллер

(псевдоним Генрих Альтов)

                  Создатель теории решения изобретательских задач

3.Шустерман Михаил Наумович- мастер ТРИЗ, разработчик и автор множества книг в области ТРИЗ

4.Цель ТРИЗа – формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи

5.Воспитать творческую личность может только творческий

педагог.

 Задачи

• развитие памяти, внимания, логики  и интеллекта в целом;

 •развитие творческих способностей 

    (беглость, гибкость, оригинальность    мысли);

 •развитие речи; 

 •умение анализировать, синтезировать, комбинировать; 

 •развитие творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_sem._doklad.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

1.Теория решений изобретательских задач

2.Генрих Саулович Альтшуллер

(псевдоним Генрих Альтов)

                  Создатель теории решения изобретательских задач

3.Шустерман Михаил Наумович- мастер ТРИЗ, разработчик и автор множества книг в области ТРИЗ

4.Цель ТРИЗа – формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи

5.Воспитать творческую личность может только творческий

педагог.

 Задачи

• развитие памяти, внимания, логики        и интеллекта в целом;

 •развитие творческих способностей  

    (беглость, гибкость, оригинальность    мысли);

 •развитие речи;  

 •умение анализировать, синтезировать, комбинировать;  

 •развитие творческого воображения.

5.ТРИЗ – это теория развития творческой личности.

               Качества творческой личности:

  • наличие достойной цели;
  • наличие планов достижения цели;
  • высокая работоспособность;
  • умение решать творческие задачи;
  • умение продолжать работу, несмотря на трудности, неудачи.

    6.           Для детей дошкольного возраста в ТРИЗе выделились

разделы: РТВ (развитие творческого воображения) и

  •          РТС (развитие творческих способностей)
  •   В возрасте от 3 до 7 лет ребенок должен спрашивать со скоростью
  • 31 вопрос в час.                
  •                  К какому общению привыкли наши дети?
  • Вопрос -  и сразу готовый ответ, совершенно не заставляющий думать!
  • И вырастит потребитель, умеющий переработать полученную информацию,
  • А вот добыть, узнать, сотворить новое он не привык, не может, не научили»
  •                                                                             (А. М. Страунинг).
  • «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
  •                                      (Адольф Дистервег).
  • 7.Главными принципами ТРИЗ - педагогики, по которым строится работа с дошкольниками, являются:
  • Свобода выбора - в любой деятельности нужно предоставлять ребёнку право выбора и ответственности за него.
  •  Открытость – ребенок должен работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений.
  •  Деятельность –постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать
  •  Обратная связь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений , так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.
  •  Идеальность – творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

Порой мы очень хотим решить какую-либо проблему, используем, как нам кажется, многие способы, но ответа не достигаем. Все дело в том. Что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей, с трубой. А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного. Когда нас просят нарисовать что-то на листе бумаги, мы делаем это с помощью линий, штрихов, либо мазков. А оказывается можно изобразить тот же дом листиками, кругами, хвостами, геометрическими фигурами и т. д.

 Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

8. Что порождает психологическую инерцию

                           (психологические барьеры)

  • Желание не отличаться от других, быть, как все, не быть «белой

вороной».

  • Боязнь критики, боязнь показаться глупым, смешным.
  • Боязнь трудностей, парадоксов, противоречий.
  • Страх перед дефицитом времени.
  • Боязнь вторгнуться в «чужую» область, показаться делитантом в ней,

«зайти со своим уставом в чужой монастырь».

  • Завышенная самооценка, излишняя самоуверенность.
  • Функциональное зрение: видеть только определенную функцию

данного предмета или явления.

9. Рекомендации по стилю общения с детьми.

  1. Выслушивать каждого желающего
  2. Нельзя давать отрицательных оценок – закрепощает! (лучше говорить

не «правильно», а интересно, необычно, любопытно, хорошо.

3. Подчинятся логике детей, не навязывая своего мнения

(дети учатся возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или

доказывая)

10. Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое в одном объекте, значит научить основам ТРИЗа

Например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет, радует.

Но солнце- это плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет.

11.Игра "Черное-белое

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

     Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.

12.Постоянно открывать

перед детьми «тайну двойного» - учить искать противоречие

наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого

13. Противоречия необходимо решать и разрешать. Можно изменить агрегатное состояние вещества

Формируем противоречие: перенести воду в решете

Разрешаем противоречие: заморозить, лед – это не вода

Решение: переносим воду в виде льда

14. Использование игр на каждый день

На умения видеть противоречия

«Хорошо - плохо», «Польза - вред», «Наоборот»,

 «Обе стороны одной медали»

Функционально стоимостный анализ

«Чем может быть»,

«Чем может служить»,

«Для кого будет чем »Н

Игра «Маша-растеряша»а

на системный анализ

«Чем связаны», «Что общего», «Чем похожи»

Игры: «Теремок», «Выбери троих»

15."Хорошо-плохо" 

 Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Правила игры:

 Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

 Ход игры.

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Съесть конфету - плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

16. Игра "Наоборот” или "перевертыши” 

(проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход).

17. Игра «Маша-растеряша» — -тренирует внимание, умение видеть средства решения проблемы.

Поможет познакомить детей с функциями разных предметов. Сначала рассказываем малышам о том, что бывают очень невнимательные люди, которые все теряют и путают. И предлагаем помочь этим Машам-растеряшам. Роль Маши может выполнять ведущий, или же она может предоставляться всем детям по очереди.

Разыгрывается диалог:

— Ой!

— Что с тобой?

— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, чашку). С чего же я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, пить чай)?

Дети должны помочь Маше найти средство выполнения данной функции. Например, пить чай с тарелки, ведра, ладошек. 

Игру можно так же начать с диалога, когда Маша просит помочь вспомнить название предмета. Например, чем хлеб делят на кусочки?

18. Игра «Выбери троих» – из пяти случайных слов нужно выбрать три

и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.

19. Системный подход

  • «Что в чём?»

1)   Система – полусистема.

Дверь                       ручка

Стол                          ножка

Телевизор               кнопка

  1. Полусистема – система

Листок                 книга

Рот                          лицо

Нога                       туловище

20. Игра «Складушки- вычиталки»

Цель: развивать у детей мышление.

Папа + рюкзак = турист.

Музыка + шутки = частушки

Снег + ветер =метель

Белка + осень = запасы…

Туча + вода = дождь…

Огород + тепло =урожай

Холод + лист = листопад

Человек + холод =теплая одежда

Воздух + холод = ветер

Дерево – лист =осеннее дерево

День – скука=праздник

Лес – комары = счастье

Холодильник – ток =ящик

  1. Последовательность
  • «Раньше             позже»
  •  Делаем яичницу            идем на кухню

открываем холодильник          достаем…?           ставим сковороду            наливаем масло    разбиваем яйцо             ?…             жарим            ?…       едим

  1. Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, история колеса
  • «Каксамовар запрягли (по Е.Пермяку)
  • «100 профессий компьютера»;
  • «Как человек приручил силы природы: огонь, воду и ветер»;
  • «Трудолюбивые вещи древнего человека»;
  • «Какие машины помогают человеку работать»;
  • «Машины прошлого, настоящего и будущего»;
  • «Зачем нужно работать» и т.д.
  1. Вечер время сказок, время любимых занятий.

Нетрадиционная работа со сказкой

  • изменить характер героя
  • изменить место действия
  • перепутать сюжет
  • «рассказать» знакомую или придуманную сказку рисунками – схемами
  • понаблюдать за таинством теней и превращений: в кого превращаются лужи или сугробы
  1. "Перевирание сказки".

Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И так далее.

25 " Чем был - чем стал"

 Правила игры:

  Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

26.Чудеса прогулок

Оживление

Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают,

о чем расскажут, что нам покажут.

Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

 О чем спорит ветер с солнцем?

Прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого:

«А что если ты превратишься в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился?

О чем шепчутся твои листочки?  

Рисование камешками (выкладывание узора), палочкой на снегу, мелком по асфальту,

мокрыми подошвами обуви по сухому – что получилось? Почему? камешками, т. е выкладывание узора.

 А как насчет веревки? Ведь из нее можно выложить цветок, дом, огонь.

Прием фантазирования

Вечером наблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи, сугробы,

кусты или постройки? Дети сделают вывод, что все вокруг нас, движется, изменяется,

 на кого-то или что-то похоже.

Можно предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег, если одеть разноцветные очки или

 смотреть через разноцветные стеклышки.

27. «Цепочка»

     Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д.. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д.

«Камень, брошенный в пруд»

(или «Цепочка слов»)

Цель: учить детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например, Зима-снежная-холодная;

-        А что бывает холодным? Мороженое, лед, ветер

-        За каждое слово ставится вагончик, воспитатель отталкивается от последнего слова.

Игры на определение линии развития объекта

28. Игра "Да-нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

29. «Поиск общих признаков»

Берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, мост и скрипка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».

Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...