Работа над произношением звука "ш"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Работа над произношением звука «Ш».
Программное содержание: познакомить детей со звуком «Ш»: показать его артикуляцию; учить произносить звук «Ш» в слогах, словах, в чистоговорках, добиваясь четкости произношения; развивать речевое дыхание, учить произносить звук «Ш» длительно (2 - 3 сек.) на одном выдохе; воспитывать интонационную выразительность речи. Словарь: активизация. Материал: зеркала, вата, карточки к упражнениям, маски, избушка.
Ход занятия.
Ребята, наш давний друг язычок очень любит играть. И сейчас я вам предлагаю с ним поиграть.
Упражнения с зеркалами:
Упражнение «Улыбочка».
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Трубочка».
А теперь слоненок я,
Видишь – хобот у меня!
Буду подражать слону,
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаем
И на место возвращаем.
Упражнение «Лопаточка».
Язычок лопаткой положите
И спокойно подержите.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать.
1, 2, 3, 4, 5 – язык можно убирать!
Упражнение «Грибок».
Широко откроем рот,
Будто щелкнем мы вот – вот.
Присосем язык на небо.
Челюсть вниз и вся учеба!
Упражнение «Чашечка».
Улыбаюсь, рот открыт,
Там язык уже стоит.
К зубам подняты края.
Вот и чашечка моя.
А, теперь поднимите кончик языка к верху, округлите и вытяните губы и произнесите: ш-ш-ш (2 – 3 раза).
(Выдох не должен быть длительным – 2 – 3 сек.)
Обратите внимание детей на то, что при произнесении звука на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха; предложить им сделать заборчик и не выпускать струю воздуха.
- Положите ватку на ладонь и произнесите звук ш-ш-ш-ш.
- Что происходит с ваткой при произнесении этого звука? (Ватка подпрыгивает, а иногда слетает с ладони).
- Ребята представьте, что мы с вами попали в лес. Все вы – листочки.
Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: ш-ш-ш. Они шуршали все сильнее и, наконец, совсем сильно. Потом ветер стал стихать и листья зашуршали тише, еще тише, совсем тихо.
Наш друг язычок хочет научиться петь разные песни, в которых слышится шелест листьев: ша-ша-ша. Послушаем как споют девочки. А теперь, мальчики.
Дети поют: аш-аш-аш, шо-шо-шо, ош-ош-ош.
Произносят чистоговорки.
Ша-ша-ша – у меня лапша
Аш-аш-аш – дайте карандаш
Шо-шо-шо – зимой хорошо
Ши-ши-ши – это малыши.
Когда лопается пузырь, воздух, выходя из него, тоже поет: ш-ш-ш.
Игра «Пузырь» (проводится 2 раза).
А теперь пришла пора поиграть нам в сказку, детвора.
Сказка «Избушка».
Воспитатель: Стоит на опушке избушка. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела избушку. Остановилась, спрашивает:
Мышка: Избушка-избушка! Кто в избушке живет?
Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в избушка и стала в ней жить. Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: Избушка-избушка. Кто в избушке живет?
Мышка: Я мышка-норушка. А ты ко?
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить.
Воспитатель: Лягушка прыгнула в избушку. Стали они вдвоем жить. Прискакал зайчишка-трусишка.
Заяц: Избушка-избушка, кто в тебе живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка. А ты кто?
Заяц: Я зайчишка-трусишка.
Мышка: Иди к нам жить.
Воспитатель: Прыгнул зайчишка в избушку. Стали они втроем жить. Вот все живут, песенки поют. Идет мишка-топтышка, услышал песни, остановился и спрашивает:
Медведь: избушка-избушка, кто в избушке живет?
Мышка: Я мышка-норушка.
Лягушка: Я лягушка-квакушка.
Заяц: Я зайчишка-трусишка. А ты кто?
Медведь: Я мишка-топтышка.
Все: Иди к нам жить.
Медведь: Спасибо вам, зверушки, но мала для меня ваша избушка. Вам здесь зиму зимовать, а я могу в снегу поспать.
Все звери: Хорошо, весной приходи, с нами дружбу заводи!
Итог занятия:
- Чему мы научились на занятии? (Произносить звук «Ш» в слогах, словах, чистоговорках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Говорю.Пишу.Читаю.Звуки "с-сь", буква С".Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте.
Коррекция системных речевых нарушений зачастую требует и соответствующий системный (комплексный подход). В материале представлен алгоритм работы по формированию речи, работе над произношением и обучен...
Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
Консультация для родителей...
Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом
Консультация для родителей...
Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным.
Этапы работы над произношением звука как один из видов логопедической работы.Как занятие сделать интересным....
Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте "Говорю. Пишу. Читаю. Звуки "м-мь", буква М".
В разработке представлен алгоритм работы с детьми и взрослыми, которые по разным причинам не овладели речью и грамотой или утратили их). Материал раскрывает комплексный подход, опирающийся на полисенс...