Конспект ОД в режиме дня "Развитие диалогической речи дошкольников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Цель. Использование игр разной направленности для развития диалогической речи старших дошкольников.
Программное содержание.
- Обучать навыкам культуры диалогической речи; активизировать в речи различные варианты выражения просьбы; развивать умение терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, доказывая свою точку зрения; формировать навыки речевого этикета.
- Развивать творческие и интонационные способности, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОД в режиме дня | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в режиме дня
«Развитие диалогической речи дошкольников
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Разработала воспитатель высшей категории
МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»
Беседина Лариса Сергеевна
Цель. Использование игр разной направленности для развития диалогической речи старших дошкольников.
Программное содержание.
Обучать навыкам культуры диалогической речи; активизировать в речи различные варианты выражения просьбы; развивать умение терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, доказывая свою точку зрения; формировать навыки речевого этикета.
Развивать творческие и интонационные способности, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве.
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Материал. Маски для подвижной, пальчиковой и театрализованной игр, «волшебная палочка», картинки с изображением домашнего животного и домашней птицы, карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (веселое, грустное, обиженное, удивленное, сердитое, спокойное), сундучок, «цветик-семицветик», компьютер.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы – В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением – альбомы «Что такое хорошо, что такое плохо», «Я и мое поведение», «Наши чувства и эмоции».
Ход образовательной деятельности в режиме дня.
I. Организационный момент.
II. Игровая ситуация.
Воспитатель: - Ребята, нам на компьютер пришло сообщение, давайте его прочитаем.
(На компьютере появляется изображение мальчика. Он сидит сердитый, с надутыми щеками.)
Диалог с изображением на компьютере:
- Как тебя зовут? С тобой что-то случилось?
- Павлик! (Грубо) А вам-то что?
- Нам ничего. А вот ты сейчас плакал, наверное, поссорился с кем-то!
- Никто со мной дружить не хочет, все меня прогоняют, никто не жалеет! (Павлик засопел от обиды)
Воспитатель: - Ребята, надо что-то делать, помочь Павлику. А то без друзей действительно плохо. Надо Павлика научить правильно разговаривать с друзьями.
Воспитатель: - Ребята, я давно работаю в детском саду и знаю как ему помочь. У меня есть помощник. Это самый красивый цветок и самый нежный. Он боится ветра и мороза, злости и вранья, грубости и неуважения. Я укрыла его потеплее.
(Воспитатель вносит цветочный горшок, накрытый колпачком, открывает колпачок, а там только стебель без лепестков)
Воспитатель: - Ах, все пропало! Кто-то оборвал лепестки! Цветочек погибнет! … Нет, посмотрите, здесь что-то написано! (читает) «Для того, чтобы цветок приобрел свою волшебную силу, вы должны найти все лепестки и выполнить задания. Красный лепесток лежит на подоконнике.»
Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток? (на подоконнике). Принеси его. (На обратной стороне каждого лепестка написано задание)
Задание №1. Дидактическая игра «Волшебная палочка»
Воспитатель: - Давайте с помощью «волшебной палочки» расскажем о себе. Но только надо делать это по правилам. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, а если нет, останется у водящего.
Воспитатель. - С кем ты больше всего любишь играть в детском саду?
Кто тебя привел сегодня в детский сад?
(Далее вопросы задают дети, палочка проходит по кругу, задает вопрос и отвечает каждый ребенок).
Правило: Мы выполнили правило - надо внимательно слушать и отвечать на поставленный вопрос.
- …, повтори для Павлика еще раз правило: …
(После выполнения каждого задания лепесток прикрепляется к стебельку).
Воспитатель читает далее, что написано на красном лепестке: «Оранжевый лепесток лежит под кухонной плитой.»
Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток? (под кухонной плитой). Принеси его.
Задание №2. Театрализованный этюд «Кошка», Г. Сапгир, «Здравствуй, киса», Н. Емельяненко
Участвуют двое детей – хозяин и котик.
- Кошка, как тебя зовут? – Мяу!
- Стережешь ты мышку тут? – Мяу!
- Мяу, хочешь молока? – Мяу!
- А в приятели щенка? – Фрр!
- Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить…
Ходите, зеваете…
На хвостик наступаете.
Правило: - Ребята, вот и еще одно правило - во время разговора смотреть в глаза или лицо собеседника.
- …, чтобы Павлик запомнил, скажи ему как надо разговаривать …
Воспитатель читает далее, что написано на оранжевом лепестке: «Желтый лепесток лежит за большим папоротником»
Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток? (за большим папоротником.) Принеси его.
Задание №3. Дидактическая игра «Похожи-непохожи»
Воспитатель выставляет на мольберт 2 картинки с изображением домашнего животного и домашней птицы (корова и курица). Каждый ребенок высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи и называют отличительные признаки или похожи, доказывая схожие признаки.
Правило: – Надо учиться спорить вежливо.
(повторить)
Воспитатель читает далее, что написано на желтом лепестке: «Зеленый лепесток лежит между «домиком» и «парикмахерской».
Воспитатель:- (имя ребенка), где лежит лепесток? (между «домиком» и «парикмахерской»). Принеси его.
Задание №4. Малоподвижная игра «Змея»
Водящий («змея») подходит к одному из детей и говорит:
- Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Будь моим хвостом!
- Хорошо!
- Ну, тогда пролезай!
После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становиться его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова просит его стать своим хвостом, употребляя другие слова-просьбы. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи.
Правило: – Друзей надо вежливо приглашать в игру.
Воспитатель читает далее, что написано на зеленом лепестке: «Голубой лепесток лежит около …..
Воспитатель: -(имя ребенка), где лежит лепесток? (….). Принеси его.
Задание №5. Пальчиковая гимнастика «Гуси-гуси»
Один ребенок – хозяин, остальные дети – гуси.
Хозяин: - Гуси – гуси!
Дети: - Га-га-га! (руки согнуты в кистях, это «клювики»)
Хозяин: - Есть хотите?
Дети: - Да-да-да!
Хозяин: - Так летите же домой!
Дети: - Нет, нет, нет.
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
Хозяин: - Ну, летите же домой!
Дети: - Га-га-га! (машут руками –«крыльями)
Правило: – В разговоре надо выслушивать ведущего (собеседника), не перебивать его.
Воспитатель читает далее, что написано на голубом лепестке: «Синий лепесток лежит в шатре»
Воспитатель: - (имя ребенка), где лежит лепесток? (….). Принеси его.
Задание №6. Дидактическая игра по обучению речевому этикету «Секрет в сундучке»
Ребенок держит сундучок. Воспитатель говорит, что в сундучке что-то спрятано.
Воспитатель: - Если вежливо попросить …., то он покажет секрет в сундучке. (Воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы).
Правило: – Просить надо вежливо, называя «волшебные» слова и тогда вам не откажут в просьбе.
Ребенок открывает сундучок, там лежат карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (веселое, грустное, обиженное, удивленное, сердитое, спокойное) и фиолетовый лепесток.
Задание №7. Дидактическая игра «Интонации»
Воспитатель: - Ребята, на лепестке написано такое задание: «Произнесите предложение с таким настроением, которое нарисовано на вашей картинке.
« Павлик, давай дружить!»
Дети произносят предложение с той интонацией, с каким настроением у него находится картинка.
Правило: – Разговаривать с другом надо спокойно, доброжелательно.
III. Итог. Павлик из компьютера: Какие вы молодцы, ребята! Я хочу с вами дружить, только действительно дружбу предлагать надо ….
Павлик: - Ребята, напомните мне еще раз как надо правильно и вежливо разговаривать с друзьями.
Дети рассказывают правила:
- Надо внимательно слушать и отвечать на поставленный вопрос.
- Во время разговора смотреть в глаза или лицо собеседника.
- Надо учиться спорить вежливо.
- Друзей надо вежливо приглашать в игру.
- В разговоре надо выслушивать ведущего (собеседника), не перебивать его.
- Просить надо вежливо, называя «волшебные» слова и тогда вам не откажут в просьбе.
- Разговаривать с другом надо спокойно, доброжелательно.
Воспитатель: - Ребята, чтобы Павлик не забыл правила, давайте подарим ему этот волшебный цветок.
Дети вместе с воспитателей подходят к компьютеру, дарят Павлику цветок (Воспитатель незаметно прячет цветочек за компьютер, на экране появляется изображение Павлика с цветочком в руках)
Павлик: - Спасибо, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Консультация для педагоговна тему «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»...
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это ш...
Обобщение опытом: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...
Самоанализ по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...
Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...
Система работы по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Система работы по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...