Статья "Развитие связанной речи у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи по теме

Никитина Марина Михайловна

Развитие связанной  речи у детей  дошкольного возраста

Понимание речи и владение ею является важным фактором социализации ребёнка, приобщения его к обществу, полноценной жизни в нем.

Умение понимать речи позволяет ребёнку получать знания из рассказов взрослого, книг, общения со сверстниками и старшими. Владения понятной для окружающих речью, дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания. Умение рассказывать, общаться помогают ребёнку преодолеть застенчивость, развивает уверенность. Овладение речью это важнейшее условие для успешного обучения в школе. Задержки в развитие речи приводят к серьёзным сложностям в обучение.

Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи зависит от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребёнка, особенностей развития всех его психических функцию.

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связанной речи детей.

Связанная речь – это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя. Основная функция связанной речи – коммуникативная: посредством связанной речи происходит общение ребёнка с воспитателем, родителями и свёрстками.  Связанная речь ребёнка развивается в формах, это диалогическая, полилогическая, монологическая речь.

Диалогическая речь – это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связанной речи ребёнка. Она предполагает освоение трех групп умений.

1.Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответе свое суждение; правильно выражать мысль; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать нормативность, при необходимости вносить изменения.

2. Умения речевого этикета: вступать в разговор; поддерживать и завершать общение; правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашение к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.

3. Умения невербального общения: умение использовать мимики, жестов, позы.

Полилогическая речь – это речь при участии в коллективном разговоре. В дошкольном возрасте необходимость разговора между несколькими детьми возникает при обсуждении предстоявшей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности.

Монологическая речь – это вид речи, в которой осуществляется последовательное, логическое развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать четыре формы монологической речи.

1.  Рассказ-повествование. Его логическая последовательность передаёт собеседнику содержание событий. Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.

2.  Рассказ-описание. Цель – вызвать в сознание ребёнка яркий образ описываемого предмета. В детском саду дети описывают картинки, игрушки, явления природы.

3.   Рассказ-контаминация – смешанный текст. Основу составляет повествование, дополненное подробными описаниями.

4.   Речь-рассуждение: задача рассуждающего – приобщить слушателя к совершаемой умственной работе и подвести выводы.

Развитие связанной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связанная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Согласно исследованиям Л.С Выготского связанная речь неотделима от мира мыслей: связанность речи – это связанность мыслей. В связанной речи отражается логика мышление ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровни его речевого развития.   

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyazannoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связанной  речи у детей  дошкольного возраста

Понимание речи и владение ею является важным фактором социализации ребёнка, приобщения его к обществу, полноценной жизни в нем.

Умение понимать речи позволяет ребёнку получать знания из рассказов взрослого, книг, общения со сверстниками и старшими. Владения понятной для окружающих речью, дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания. Умение рассказывать, общаться помогают ребёнку преодолеть застенчивость, развивает уверенность. Овладение речью это важнейшее условие для успешного обучения в школе. Задержки в развитие речи приводят к серьёзным сложностям в обучение.

Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи зависит от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребёнка, особенностей развития всех его психических функцию.

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связанной речи детей.

Связанная речь – это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя. Основная функция связанной речи – коммуникативная: посредством связанной речи происходит общение ребёнка с воспитателем, родителями и свёрстками.  Связанная речь ребёнка развивается в формах, это диалогическая, полилогическая, монологическая речь.

Диалогическая речь – это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связанной речи ребёнка. Она предполагает освоение трех групп умений.

1.Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответе свое суждение; правильно выражать мысль; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать нормативность, при необходимости вносить изменения.

2. Умения речевого этикета: вступать в разговор; поддерживать и завершать общение; правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашение к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.

3. Умения невербального общения: умение использовать мимики, жестов, позы.

Полилогическая речь – это речь при участии в коллективном разговоре. В дошкольном возрасте необходимость разговора между несколькими детьми возникает при обсуждении предстоявшей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности.

Монологическая речь – это вид речи, в которой осуществляется последовательное, логическое развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать четыре формы монологической речи.

  1. Рассказ-повествование. Его логическая последовательность передаёт собеседнику содержание событий. Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.
  2. Рассказ-описание. Цель – вызвать в сознание ребёнка яркий образ описываемого предмета. В детском саду дети описывают картинки, игрушки, явления природы.
  3. Рассказ-контаминация – смешанный текст. Основу составляет повествование, дополненное подробными описаниями.
  4. Речь-рассуждение: задача рассуждающего – приобщить слушателя к совершаемой умственной работе и подвести выводы.

Развитие связанной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связанная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Согласно исследованиям Л.С Выготского связанная речь неотделима от мира мыслей: связанность речи – это связанность мыслей. В связанной речи отражается логика мышление ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровни его речевого развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...