Проект «Ум на кончиках пальцев»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
В проекте отражены направления и мероприятия работы с детьми младшего дошкольного взраста по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Проект
«Ум на кончиках пальцев»
Руководитель:
Гаранжа Галина Борисовна
воспитатель.
г. Шарыпово 2017год
Актуальность:
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнять задание, его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги.
Работая с детьми 3 -4 лет, я проанализировала условия в группе, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определённый набор пособий – шнуровки, различные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал, материал для изобразительной деятельности. Наблюдая за действиями детей, отметила напряженность движений, неточность при выполнении упражнений.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.
Одним из эффективных способов развития моторики детей могут стать пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту.
Родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики и практически не играют с детьми в пальчиковые игры. Работа по проекту будет проходить в тесном контакте с родителями.
Предполагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, расширить словарный запас.
Вид проекта: творческий.
Место реализации: детский сад.
Участники проекта:
1. Дети младшей группы
2. Воспитатель
3. Родители
Продолжительность проекта: долгосрочный (полугодовой).
Цель проекта: Способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр, упражнений и совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей младшего возраста.
Задачи проекта:
- Способствовать овладению детьми сложными упражнениями пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями) и пальчиковых игр и упражнений с детьми в разных видах деятельности.
- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
- Воспитывать у детей эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Этапы проекта.
Этапы | Содержание работы | Продукт. | Сроки выполнения |
1.Подготовительный | Диагностирование детей. Проведение родительского собрания. | Перспективное планирование мероприятий. Диагностические карты. | ноябрь |
2.Основной практический | Подбор пальчиковых игр и упражнений для развития моторики Осуществление запланированных мероприятий согласно перспективному планированию. | Конспекты занятий. | Ноябрь – май |
3.Заключительный | Диагностика детей. Презентация результатов проектной деятельности. | Альбом пальчиковых игр, упражнений и гимнастики для второй младшей группы. | май |
Предполагаемый продукт проекта:
Создание альбома пальчиковых игр, упражнений и гимнастики для детей 2 младшей группы.
Предполагаемый результат:
Усовершенствована предметно – развивающая среда.
Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребёнка.
Формы работы с детьми:
1.Наглядный метод:
Рассматривание иллюстрационного материала, дидактические игры. 2. Словесный метод:
Чтение художественной литературы, беседы, проведение пальчиковых игр, упражнений и гимнастики. 3. Практический метод:
Организация продуктивной деятельности.
Алгоритм познания малышей;
Познание --------------- | удивление --------- | изучение--------------- |
---разглядывание-------- | практические действия | --экспериментирование |
Формы работы с родителями:
1. Родительское собрание
2. Консультации, папки – передвижки
3. Беседы.
Алгоритм ознакомления с пальчиковыми играми.
Упражнение, ---- постепенный ----- чёткое --- темп ---расслабление---комплекс
Игра показ произношение упраж- й.
-----домашнее
задание.
Диагностика по методике Е.С. Железновой,
М.М Кольцовой.
1.Езда по дорожке»
Ребёнку предлагается «проехать по дорожке», провести машины по дорожке.
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать по дорожке с помощью карандаша». Карандаш всё время должен двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получиться, что машина взлетела как самолёт или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Оценка результатов.
В (высокий) - если выезды за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3раз.
С (средний) – результат оценивается во всех промежуточных случиях.
Н (низкий) – если имеется больше 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия; очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту,
2.Перекладывание по одному мелкого предмета (пуговицы, фишки 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку.
По сигналу уложить всё в коробку ведущей рукой – 15 секунд, другой рукой -20 секунд.
В – 15секунд.
С – 20 секунд
Н- больше 20 секуед.
3.Кулак, ребро, ладонь.
Чередовать кулак, ладонь, ребро повторять одной рукой , другой, двумя руками одновременно
выполнять 8раз..
В – выполнено правильно
С- ошибся 2раза
Н- больше 2 раз
4.Кольцо».
Ребенок должен удерживать три пальца вместе в напряженном состоянии. Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.
Упражнение выполняется 3 раза.
Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения
ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальца.
5.«Три богатыря».
Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.
В – удерживает пальцы пока идёт счёт
С – удерживает пальцы 2раза Н- удерживает пальцы 1раз
Сводный лист учёта уровня развития детей по мелкой моторике младшей группы «Василёк».
Общие показатели % | Мелкая моторика. | |
Итого. | ||
2017- 2018год. | Начало | Конец |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий | ||
Перспективное планирование помесячно.
№ | ТЕМА | ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
НОЯБРЬ | 1.Пальчиковые игры: «Здравствуйте» «Сорока – ворона» «Этот пальчик дедушка» «Мишка косолапый» 2.Лепка: «Пряники» «Печенье» 3. Занятие по развитию речи 4. Раскраски 5. Шнуровка « Бусы». 6. «Дорисуй картинку» 7.» Езда по дорожке»
| Развитие мелкой моторики Активизировать словарь через пальчиковые игры. Закрепить умение раскатывать в ладонях колобок. Учить детей раскрашивать и дорисовывать карандашами не выходя за черту. |
декабрь | 1.Пальчиковые игры и гимнастика «Пирог», «Большая стирка», «Овощи», «На ёлке», «Пальчики- мальчики».
«Ёжик»
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизировать пальчиковые игры. Развитие фантазии пространственного и образного мышления. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между героями. Отвечать на вопросы воспитателя, слушать пояснения. |
Январь | 1.Пальчиковые игры и упражнения: «Баба снежная», «Замок», «Бочка», «Птичка пьёт из бочки», «Мороз», «Зимние игры» «Ёлочка», Апельсин». 2. Упражнения «Дорисуй фигуру», «Провести зайчика к домику», « С прищепками», «Сделай домики одинаковыми».
| Развитие мелкой моторики пальцев рук и воображения. Развитие фантазии пространственного и образного мышления. Учить рисовать ладошками и пальцев рук. |
Февраль. | 1.Пальчиковые игры и упражнения.: «За работу», «Мороз», «Зимние игры» «Ёлочка», «На работу»,»Сегодня из снежного кома». 2. Упражнения: «Дорисуй фигуру», «Провести зайчика к домику», « С прищепками», «Сделай домики одинаковыми. 3. Раскраски 4.Шнуровка 5. Рисование пальчиками и кулачками: «зайчик и солнышко»
| Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. Учить рисовать ладошками и пальцев рук. Развиваем воображение, нестандартное мышление, логику. . Учить группировать однородные предметы. |
Март |
«Зайчик», «Очки», «Апельсин», «По воду», «Зимние игры», « Волшебник»,.
« Зачеркни лишнее», «Дорисуй картинку», «Обведи линии», «Помоги колобку добраться до дома». 3. Раскраски 4. Шнуровка 5. Рисование пальчиками: «Петушки» 6. Аппликация «Подарок маме» 7. Лепка « Животные» | Развивать речь ребёнка через пальчиковую гимнастику. Активизировать словарь через пальчиковые игры. Развиваем воображение, логику, внимание. Развитие творчества. Развивать пространственное и образное мышление. Учить собирать целое из нескольких частей. Учить из 2 частей лепить животное. |
Апрель. | 1.Пальчиковые игры и упражнения: «Добрый друг», «Засолка капусты», «Подарок мишке», «Наши пальчики», «Музыканты,» «Добрый друг».»Птичка». 2.Упражнения; « Зачеркни лишнее», «Дорисуй картинку», «Обведи линии», «Помоги колобку добраться до дома». 3. Раскраски 4. Шнуровка 5. Рисование пальчиками: «Петушки» 6. Аппликация «Птицы» 7. Лепка « Птицы» | Развивать моторику пальцеврук.. Вызывать интерес и желание играть в пальчиковые игры. Развиваем воображение, логику, внимание Развитие творчества. Развивать пространственное и образное мышление. Учить собирать целое из нескольких частей. Учить из 2 частей лепить животное. |
Май. | 1.Пальчиковые игры и упражнения «Музыканты», « Замок», « Солнышко», «Котик», « Капуста». 2.«Упражнения: «Помоги бабочке долететь до цветка», «Зачеркни неправильное», «Сделай рисунки одинаковыми», « Нарисуй дорожки».
| Формировать положительно- эмоциональное отношение к игре. Развиваем моторику воображение, нестандартное мышление. |
Литература:
А.Е. Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ Астрель: Профиздат,2007.
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.
М. Султанова «Весёлые задания для детей 3 лет», О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.
О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ Астрель 2003
С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.
..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ритуалы начала игры.
1.Доброе животное.
Ребята встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит: Мы одно
большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все
прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа.
«А теперь послушаем вместе!».
Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад.
«Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доб –
рое сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.
2.Дружба начинается с улыбки.
Дети сидящие в кругу берутся за руки, смотрят в глаза соседу и молча
улыбаются друг другу.
Ритуалы окончания игры.
1.Круг друзей.
Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по
очереди на всех.
2. Солнечные лучики.
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
3.Речёвка.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросаем.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Работа с родителями.
Собрание: « Наши пальчики»
Консультации: «Наши пальчики играют»
«Рука изучает мир вещей»
«Самомосаж кистей и пальцев рук»
«Комплекс мер, способствующих развитию движениям рук и
ручной умелости»
Изготовление родителями шнуровки и пособий для застёгивания пуговиц.
Приобрести раскраски, игры для развития мелкой моторике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мир на кончиках пальцев"
Проект по теме "Умные пальчики» Статья отнесена к разделу: Работа с родителями«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»И. КантПояснительная запискаДавно уже необходимость развити...
Проект "Мир на кончиках пальцев"
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей является в настоящее время важнейшей социально - педагогической проблемой.Соврем...
ПРОЕКТ: «Мир на кончиках пальцев»
Актуальность разработки и реализации педагогического проектаВсе знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, р...
ПРОЕКТ «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...