Консультация для воспитателей ДОО
консультация по развитию речи на тему
«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.» | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161 корпус№ 6
г. Москва
Консультация для воспитателей
Подготовила воспитатель: Словягина Е.А.
тема: «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи.»
Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОО создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и мастерства педагогов, при воспитании звуковой культуры речи.
Актуальность проблемы речевого развития, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.), живая разговорная речь на занятиях являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения.
Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.
Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала. (можно давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки. Это такие приемы, как
- Образец речи воспитателя
- Указания
- Мотивировка учебного задания
- Сравнение
- Сопряженная речь, отраженная речь
- Исправление, подсказка
МЛАДШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к. ярко выражена способность к подражанию)
Метод разговора – беседы. Прием: опора на натуральные объекты, и их модели (игрушки), картинки
Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.
СТАРШИЕ ГРУППЫ
Метод имитации (на первоначальном этапе)
Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. («Где это было?», когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»)
Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием: словесные дидактические игры.
Метод пересказа.
Обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонация), осваивается связная речь.
Структура занятия по пересказу:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения)
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
7. Пересказ (3 – 7 человек)
Метод сочинения.
Приемы: творческое рассказывание по восприятию (наблюдению). По памяти, по воображению
При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми.
– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки)
- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы)
-словесные приемы (образцы речи воспитателя) - художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.
Особое место в плане занятия занимает текстовой дидактический материал-сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки и т.д. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно– образовательной цели, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объём, сложность содержания, количество новых слов- понятий, их сложность)
Основой учета должно быть не общее впечатление от занятий, а обьем и уровень выполнения детьми языковый задач.
Литература:
1. Гербова В.А Занятия по развитию речи. Дошкольное воспитание 1999, №12
2. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М, 2007 г
3. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание 1997, №2
4. Гербова В. А. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картин.//Дошкольное воспитание №8, 1998 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...