ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
статья (младшая группа)

Предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада (особенно для детей раннего возраста) должна быть комфортной, так как это способствует сохранению психического здоровья ребенка и эмоционального благополучия. Этой проблеме постоянно уделялось внимание как учеными, так и практиками, но сегодня она пробрела особую актуальность в связи с возрастанием заболеваемости детей и снижением их адаптационного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamyatina_s.yu_._statya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Замятина С.Ю., воспитатель

МБДОУ детский сад №159 г.Иркутск

Предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада (особенно для детей раннего возраста) должна быть комфортной, так как это способствует сохранению психического здоровья ребенка и эмоционального благополучия. Этой проблеме постоянно уделялось внимание как учеными, так и практиками, но сегодня она пробрела особую актуальность в связи с возрастанием заболеваемости детей и снижением их адаптационного потенциала.

Проблема комфортных условий для ребенка, посещающего дошкольное учреждение, ставится в ФГОС дошкольного образования, где делается акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, значительное внимание в документе также уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Единые требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского сада: «содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность» [1]. Мы согласны с профессором Е.О. Смирновой в том, что среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка [3; 22].

Таким образом, социальная адаптация ребенка к детскому саду будет максимально безболезненной и эффективной, если деятельность коллектива учреждения будет направлена на формирование комфортной среды для адаптации каждого малыша. Вопросам адаптации детей дошкольного возраста уделяли внимание исследователи Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток, Н.В. Кирюхина, и др.

Под предметно-развивающей средой понимают обстановку, в которой растет и развивается ребенок. Показателями комфортности образовательной среды является полное соответствие возрастным особенностям детей раннего возраста, санитарногигиеническим требованиям к ее организации и используемому оборудованию и материалам, включенность всех детей в активную деятельность, низкий уровень шума и конфликтности между детьми, положительный эмоциональный фон в группе и самое главное – желание детей посещать детский сад.

По мнению С.А. Лебедевой, предметно-развивающая среда предполагает, прежде всего, доступность пособий и приспособлений для малыша (на уровне его роста), возможность пользоваться ими столько, нужно малышу, а также предметно-развивающая среда должна быть трансформируема, безопасна, вариативна, полуфункциональна. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) у ребенка возникают новые физические возможности, развитие психических функций [2; 23].

В любой возрастной группе дошкольного учреждения непосредственно предметно-развивающая среда должна обладать отличительными признаками. Так, воспитанники трех лет испытывают потребность в активном движении, поэтому следует организовать большое пространство для ее удовлетворения. На четвертом году жизни основная деятельность детей игровая, поэтому необходимо организовать центры сюжетно-ролевых игр с непосредственной наполненностью орудийными атрибутами. Для организации предметно-развивающей среды пятилетних детей следует учитывать возрастающую потребность в играх с другими детьми, а также особенность уединяться. Что касается старших дошкольников (6-7 лет), в этом возрасте воспитателем должны быть предложены детям таки игры, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и т.д. Следует выделить, что по мере взросления детей «организаторы» предметно-развивающей среды меняются. Так, в младшей группе предметно-развивающая среда организовывается педагогом-воспитателем с учетом интересов воспитанников, в средней группе она организуется совместно с детьми, в старшие дети уже самостоятельно ее создают и изменяют с учетом своих личных интересов. Поскольку нет однозначного соответствия между материалом и видом культурной практики, педагогическая задача состоит в гармоничной организации среды в условиях ограниченного пространства помещения группы [3; 24].

В зависимости от характера действий, функциональное пространство условно делится на три типа:

– спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность;

– активное – где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т.п.;

– рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и так далее.

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразием сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Так, например, на третьем году жизни это будет непосредственно развитие движений и речи дошкольника. Следовательно, нужно оборудовать помещение группы горками, большими мячами (за которыми будет ходить дошкольник, и их катать), велосипеды, простые сюжетные картины, прочные книги. В возрасте 6-7 лет для дошкольников непосредственно предпочтительны совместные игры, а значит, оборудование следует размещать с учетом удобства организации детьми совместной деятельности. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра, для которой важно организовать небольшой настольный театр и соответствующую атрибутику.

При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные. Предметно-развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека. Среда, которая играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание.

Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной предметно-развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием, обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.

Таким образом, цель формирования предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей дошкольного возраста и совершенствованию структуры детской личности. Развивающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «закулисного» общения, позволяющего не только объединять, но и разгонять мелкие. При помощи развивающей среды и ее средств, созданных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, появляется возможность помощи ребенку обнаружить и развить то, что ему больше всего присуще. Поэтому особенное внимание в дошкольном образовательном учреждении должно быть уделено построению среды, в которой осуществляется обучение и саморазвитие творческой деятельности дошкольника. Каждый ребенок индивидуален, а значит каждый ребенок обладает правом своего собственного пути развития. Поэтому в каждом детском саду обязательно должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также возможность каждому воспитаннику проявить свою индивидуальность.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения ).
  2. Лебедева С.А. Детская психология. – Шуя: ШГПУ, 2011. – 74 с.
  3. Смирнова Е.О. Организация предметной игровой среды в детском саду /Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – № 2. – С. 22-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

«Организация развивающей пространственной среды в образовательной деятельности детей дошкольного возраста».

Организация  развивающей пространственной среды в образовательной  деятельности детей дошкольного возраста.В связи с потребностями модернизации системы образования и раннегоинвестирования в ...

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в ск...

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

"Организация предметно-пространственной среды для всестороннего развития детей дошкольного возраста « Не живое, а говорит "

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства,...

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Музыка одна из самых сильных по эффективности форм                организации коррекционного, воспитательного и развиваю...