Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии
консультация по развитию речи по теме
Метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям и , конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.
- Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей, главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.
- Сказка учит любви и уважению к родителям
- Сказка учит патриотизму, главный герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение : нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. А главное, почти во всех сказках добро побеждает зло!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Семинар-практикум для воспитателей на тему:
« Познавательно-речевое развитие
младших дошкольников с помощью методов
сказкотерапии »
Подготовили воспитатели
Сияпова Л.Ш
Ермакова Н.И
г.Нефтекамск,2016г
Тема: « Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии »
Цель :
повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОО
Задачи: - обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей
- познакомить с методом сказкотерапии
«Сказка-это свежий ветер,
раздувающий огонёк детской мысли и речи»
говорил В.А.Сухомлинский
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Работая в детском саду мы пришли к такому выводу, что проблему общего недоразвития речи детей младшего дошкольного возраста можно решать с помощью метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития и творчества детей.
Педагоги ежедневно сталкиваются с такими негативными качествами у детей, как: непослушание, лень, капризы, неуважение к старшим, жадность и т.д. Преодолеть всё это помогают сказки.
Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы:
- чтение, анализ
- сочинение
- моделирование, конструирование
- рассказ
- рисование, художественная лепка по сказке
- драматизация, инсценировка
- работа с куклами
- релаксация
- подвижная игра
Эти приемы и формы работы позволяют развивать речь, творческое мышление, воображение, внимание, память, восприимчивость и адекватную самооценку детей.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи:
•Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
•Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом
• Создание в деятельности благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
- Выявление творческих способностей детей
Сказку мы используем на занятиях, в режимных моментах, в самостоятельно-игровой деятельности, на прогулке. «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, сказки для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни.
Эффективным вспомогательным средством при сказкотерапии являются атрибуты и оборудования. Это куклы бибабо, пальчиковый театр, настольный театр, игрушечные персонажи людей и животных, красочные картины и различные маски.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит
- обязательный ритуал « входа в сказку» (это создание эмоционального фона, с помощью музыкального произведения; место занятия; превращения; использование необычного предмета, например- волшебной палочки)
Цель - заинтересовать детей
Каждый воспитатель по своему «входит в сказку», в нашей группе есть для этого «волшебный сундучок», где хранятся атрибуты для вхождения в сказку, это волшебная палочка, книга заклинаний, диски с музыкой, ковер-самолет, корона, очки, зеркальце и многое другое.
- Основная часть, где эмоционально рассказывается сказка, и рассказ сопровождается вопросами, иллюстрациями, выразительными движениями
Цель -эмоционально вовлечь детей в ситуацию
- Ритуал «Выхода из сказки» - это завершение на положительном внушении (уход волшебного персонажа до следующего раза, превращение в самих себя и т.д)
Цель - переход к свободной игровой или продуктивной деятельности, используя полученные знания и эмоции.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебного Деда Мороза, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Поэтому в своей работе особую роль мы должны отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Привлекать их к изготовлению разных видов театра, атрибутов к сказкам, изготовлению книжек по сказкам вместе со своими детьми. (буклеты для родителей «Воспитание сказкой»)
Подводя итог, мы можем сказать, что метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям и , конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.
- Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей, главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.
- Сказка учит любви и уважению к родителям
- Сказка учит патриотизму, главный герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение : нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. А главное, почти во всех сказках добро побеждает зло!
Читайте сказки!
Используйте в своей работе метод сказкотерапии!
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологической культуры дошкольников с помощью метода моделирования
Обобщение опыта работы...
Детская агрессивность и способы её преодоления с помощью метода сказкотерапии
Детская агрессивность и способы её преодоления спомощью метода сказкотерапии 1. Детская агрессивность. Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Оч...
Статья . Тема: "Развитие младших дошкольников с помощью развивающих игр ."
ldquo;Использование развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста в развитии умственных способностей и высокого уровня творческого мышления”, я решила, чтобы добиться высоких рез...
Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"
Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...
Презентация .Использование природного материала для развития младших дошкольников (в помощь родителям)
Презентация Использование природного материала для развития младших дошкольников .В помощь родителям и педагогам ....
Физическое развитие дошкольников с использованием метода сказкотерапии
Сказкотрапия - интегрированный метод развития личности ...